Коронавирус: как не заболеть
Елена трепетала в ожидании встречи с родными. Заранее куплен билет на самолет Калининград ― Санкт-Петербург. Упакованы подарки, особенный — для внученьки, маленькой именинницы. Воображение рисовало волнительный момент встречи. В духовке румянились вкуснейшие пироги. Дразнящий тонкий аромат разливался на всю округу. Дети соскучились по домашней выпечке. Ведь такая только у мамы! И вдруг информация: для предотвращения распространения коронавирусной инфекции авиакомпании прекращают пассажирские перевозки. Культурные, увеселительные мероприятия отменяются, заведения общепита временно приостанавливают свою работу. Граждане переходят на карантинный режим. Планы рухнули. Сердце заныло. Билет пришлось сдать.
Переход в наступление на COVID-19
Раннее утро. Хозяйка школы кулинарного искусства «Сладкоежка» не спит. Кварцевая лампа синим глазом зорко осматривает каждый уголок студии, пока Елена в подсобной комнате готовит дезинфицирующий раствор для влажной уборки. Висит расписание кулинарных курсов и мастер-классов ― рука не поднимается снять. Ученики оповещены, что занятия переносятся. Это звучит куда оптимистичнее, чем отмена.
Душа не на месте. Прямо сейчас в Санкт-Петербурге два сына и невестка на переднем фланге: в больнице лечат, спасают зараженных коронавирусной инфекцией. Перед глазами поплыли кадры падающих от усталости, спящих прямо в коридорах на полу врачей из Уханя. Они защищают нас, а кто защитит их, медиков?
Размышления прервал телефонный звонок:
— Елена Александровна, мы знаем, что бесконтактная доставка разрешена. Хотелось бы сделать заказ. Очень уж ваша шарлотка понравилась.
— Хорошо, заказ принят. О безопасности не беспокойтесь. Все санитарные нормы строго соблюдаются. Студия, упаковка обрабатываются, маска, перчатки, наемных помощников нет. Доставляю сама, такси не использую.
До конца дня поступило еще несколько заказов. Елену Воропаеву и ее «Сладкоежку» знает и любит весь Калининград. Она никогда не готовит на поток. Торты, пироги, печенье ― любая продукция создается лично для заказчика с душой и любовью. Елену знают как мецената и волонтера с многолетним стажем. И своих сыновей вырастила такими же чуткими к чужим бедам.
«Что я могу сделать сегодня прямо сейчас?» ― волнение не давало покоя. Решение возникло естественно и не было новым по своей сути. Но оно оказалось совершенно нерядовым в создавшихся условиях: «Да, нет возможности поехать к своим детям, чтобы быть рядом и помогать. Но я могу оказать помощь другим врачам, которым сейчас так же трудно». На следующий день Елена развозила заказы не только своим клиентам, была еще одна доставка — для врачей в больницу. Об этом появился рассказ на странице студии. Подписчики отреагировали моментально: «Как поучаствовать? И мы хотим поддержать наших медиков!» Так родился проект под названием «Каждая третья шарлотка ― в больницу».
Прививка от равнодушия
«Лесные пожары в Австралии. Война в Сирии и на Донбассе…», — безучастный взгляд холодно скользит по новостной колонке. Это где-то далеко, не ощутить. Вот курс рубля волнует или сосед, некстати включивший музыку. Так уж устроен человек, что чувствует только свою боль. Каждый сам по себе. Уже подросло поколение, которому внушили: «Полюби себя». И любит, не понимая, что любовь — это то, что отдают другому.
Равнодушие, ненависть, злорадство достигли апогея. В этот самый момент нагрянул COVID-19, объединивший весь мир болью и страданием, понятными любому человеку. Невидимый вирус стал врагом каждому из вида Homo sapiens, поневоле объединяя нас в борьбе за выживание. Теперь новости из далекой Америки, Китая, европейских стран вычитываем до буквы. Сопереживаем тем, кому коронавирус приносит несчастья.
Мировая пандемия внесла коррективы в жизнь каждого человека. Люди будто пробивают личную скорлупу, начинают объединяться, чтобы поддержать друг друга. Четко, слаженно начали работать волонтеры, доставляющие продукты питания и лекарства пожилым людям, наиболее уязвимым для вируса. Звоним близким и далеким друзьям. Просиживаем часами у монитора не за вирусными роликами или долгоиграющими игрушками, а чтобы успокоить запаниковавшую подругу. Карантин разделил нас физически, зато сократил расстояния между нашими душами. Одноклассник, давно проживающий в Америке, становится почти родным. Связываемся ежедневно, чтобы справиться о здоровье его семьи. Работая на удаленке, вдруг проникаемся к коллеге, которую раньше считали тупой и раздражались.
От ощущения происходящих перемен голова кругом. В удивительное время живем. Приостановлен бег мира физического. На первый план выходят общечеловеческие ценности: сострадание, сопереживание, эмпатия, взаимопонимание, помощь. Именно эти чувства становятся магнитами, притягивающими нас друг к другу, мостиками между нами.
Основа здоровья — связи с людьми
Люди — социальный вид. Людьми мы становимся в результате взаимодействия с сородичами. Ребенок, выращенный заботливой собакой, уже никогда не станет человеком. Ученые во весь голос заявляют о зависимости нашего самочувствия и здоровья от качества связей между людьми.
Издание «The Washington Post» знакомит читателей с любопытной статьей Наоми Эйзенбергер, нейробиолога из Калифорнийского университета Лос-Анджелеса, которая утверждает, что если мы окружены семьей, друзьями, то спокойны и чувствуем себя вне опасности. Есть уверенность, что в случае необходимости нам окажут помощь, позаботятся о нас. Одинокий лишен такой защиты: его организм находится в постоянной готовности к опасности, нервная система вырабатывает специфические гормоны стресса. Поднимается уровень артериального давления, сахара в крови. От перенапряжения организма противовирусный ответ подавляется, иммунитет падает, человек становится более уязвимым для любой инфекции.
Сама мысль о человеке, что нас поддерживает, активирует часть мозга, которая называется вентромедиальной префронтальной корой. Именно эта область связана с преодолением страха. Надежный тыл позволяет человеку находиться в более уравновешенном состоянии, что позитивно отражается на его здоровье.
Мы разделены физически. Карантин — это необходимость, чтобы прервать цепочку передачи COVID-19. Важно прочувствовать, что такая вынужденная мера — это коллективная жертва во имя здоровья и жизни как родных и близких, так и многих людей, кого мы лично не знаем. При этом мы имеем возможность тесно общаться: звонить, отправлять сообщения, видеться в веб-мессенджерах, поддерживать друг друга.
Круговая порука
Когда мы помогаем другим, то сами выстраиваем защиту вокруг себя. Поможем одиноким старикам — принесем хлеб и лекарство. Поговорим по телефону с тем, кто остался без поддержки. Защитим врачей, которые защищают нас. В первую очередь, тем, что останемся дома. Каждый человек может запустить эстафету добра. Когда исходит искренний посыл, такое желание передается другим. Эмоции заразительны. Нам по силам поднять волну добра.
Тем временем на страничке «Сладкоежки» появилось новое сообщение от Елены: «Только что позвонили из больницы и рассказали, что врачи шарлотку раздали больным. Но и медикам досталось по маленькому кусочку. Передают всем вам большое спасибо!
Переживем. Лишь бы все были здоровы».
Автор Виктория Семибратская
Корректор Дарья Терешонкова
Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»
Добавить комментарий