«Мы любим Родину, но странною любовью». О разнице между российским и западным патриотизмом
Часть 1. Два мира, два менталитета
Часть 2. Отношение к государственности
Противостояние народа и власти в России
Многовековое противостояние русского народа власти имеет свое объяснение в условиях его жизни.
Если западный крестьянин всегда был добровольным плательщиком налогов, так как климатические условия позволяли выращивать богатый урожай и даже иметь излишки, то русский крестьянин никогда не был застрахован от голодных годов из-за сурового климата. Он платил дань, даже когда платить было нечем.
Подчас сборщики дани отбирали последнее.
На Западе государство защищало частные хозяйства от чужих грабителей, а за это брало свой процент с прибавочной стоимости, которая была гарантирована трудом. А русские воспринимали сбор податей как грабеж, когда забирают свое кровное, потому как урожай не был гарантирован трудом, а только лишь тем — повезло в этом году с погодой или нет. Отсюда в русском менталитете закрепилась ненависть к вертикали власти.
Государство, работающее на защиту частных интересов
А что же происходило в отношениях государства США и его граждан? Английские переселенцы, осваивавшие бескрайние просторы Вирджинии и Массачусетса, развивали европейскую кожную государственность, адаптируя ее к просторам Северо-Американского континента и новым реалиям мультинационального социума, включавшего десятки конфессий.
Климатические условия Северо-Американского континента схожи с западно-европейскими. Высокая урожайность зерновых и прекрасные условия для скотоводства позволили переселенцам содержать государственную машину, защищавшую интересы индивидуальных хозяйств.
Изначально американское государство выполняло функции регулятора общества аналогично европейскому образцу. Оно устанавливало порядок и правила взаимоотношений между гражданами — законы. В обмен на это граждане платили налоги, которые защищали интересы производителя, оставляя ему прибыль на развитие хозяйства. Это был взаимовыгодный союз, обеспечивавший процветание и базу для прогресса общества.
Отношения между государством и гражданином строились на принципе взаимной выгоды:
законопослушные и лояльные американцы получали надежного защитника. В глазах гражданина государство выступало как интегратор и регулятор социума. Такое восприятие естественно для страны с кожным менталитетом.
Американский патриотизм органично включил в себя все, что входит в понятие государственности, и атрибуты последней — флаг, гимн, герб.
Два полюса: кожный закон и уретральная справедливость
Любое общество нуждается в механизме, регулирующем взаимоотношения людей. В странах с кожным менталитетом таким регулятором является закон.
В России, стране с уретрально-мышечным менталитетом, закон никогда не признавался регулятором жизни.
Неограниченная уретральная часть нашего менталитета не позволяет даже воспринимать кожный закон, сутью которого является кожное ограничение. Русскому человеку по ментальности более естественно руководствоваться понятиями стыда, уретральной справедливости и милосердия. В раннем советском государстве, которое было наиболее комплементарно нашей ментальности, люди руководствовались стыдом — «Стыдно! Что люди скажут?!» Никто не говорил: «Это незаконно». И это работало. Уровень преступности того времени по сравнению с другими странами был очень низкий.
Говоря об Америке и Западной Европе, мы подразумеваем в качестве регулятора взаимоотношений людей в обществе — закон. Американцы передают своим детям уважение к закону, отношение к государственным институтам как к необходимому элементу социума.
Все жалуются на высокие налоги, но все платят. Когда Марта Стюарт, владелица компании с миллионными оборотами, села в тюрьму за сокрытие прибылей от налогообложения, это было воспринято как очередное доказательство того, что перед законом все равны. Бывший губернатор Иллинойса Род Благоевич был отстранен от должности за попытку махинаций депутатским местом Барака Обамы. От правосудия его не защитил высокий статус губернатора.
На американских дорогах вам никто не мигнет по-дружески фарами, чтобы предупредить о полицейской машине за ближним поворотом. Это не отсутствие «взаимовыручки», это отношение к закону как к необходимому правилу жизни: «Закон суров, но он — закон». Нередки звонки граждан в полицию с сообщениями о водителях, нарушающих правила. Самое «удивительное» с точки зрения русского человека то, что штраф за превышение скорости воспринимается как заслуженное наказание. «Я был не прав», — стандартная реакция обычного законопослушного американца на штраф. В их сознании государство не враг, а организатор и интегратор жизни, обеспечивающий порядок, защищенность и безопасность.
Противостояние с государством существует только в среде асоциальной или преступной.
Быть патриотом
«Как быть? — спросите вы. — Неужели мы всегда так и будем жить в противостоянии государству, а законы не будут соблюдаться?»
В нашей уретральной ментальности есть нечто выше закона. Это понятия справедливости и милосердия.
Надо лишь осознать в себе противоречия нашего менталитета — того, что для нас естественно, того, что мы впитали с молоком матери — и кожной фазы развития с ее ориентирами, ценностями и кожным законом.
От нас требуется понимание происходящих процессов, которое приходит с осознанием нашего менталитета и его отличий от других менталитетов.
Системно-векторная психология Юрия Бурлана объясняет и структурирует взаимоотношения людей в социуме, исходя из понимания знаний нашего бессознательного. Сделать первые шаги в познании можно на бесплатных онлайн-лекциях, идущих в прямой трансляции и позволяющих задать в чате любой самый наболевший вопрос.
Регистрируйтесь по ссылке.
Автор статьи: Светлана Красильникова
Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана
Добавить комментарий