Я боюсь похорон
Одно из самых ярких воспоминаний моего детства — это похороны прабабушки в селе. Помню, как лежала она в кровати застывшая и холодная. Как отец с бабушкой клали ее в гроб. Этот гроб, его крышка возле стены, куча искусственных цветов — венки, венки, венки… А еще траурная процессия и жуткая кошмарная музыка, от которой в жилах стыла кровь. После этих похорон я неделю не могла спать одна в комнате.
Просыпалась — и в ужасе бежала к родителям. Казалось, что гроб стоит возле кровати, что мертвая родственница приходит ко мне по ночам…
Каждые похороны, на которых впоследствии приходилось бывать, неизменно пробуждали этот дремлющий детский ужас. Все, что связано с похоронами, вызывало какой-то первобытный страх, от которого хотелось сбежать, спрятаться, забыться. Кошмарные сны после похорон — это отдельная тема. Как часто эти гробы и ожившие мертвецы приходили во сне… Даже уже во взрослом возрасте этот страх не отпускал. Каждые похороны — серьезное испытание для нервов и психики в целом. И только осознав причину своего страха, я смогла от него освободиться.
Смерть — это естественное завершение жизненного процесса любого человека. Каждый, кто родился, рано или поздно должен умереть — таков незыблемый закон природы. Но что потом дальше, за чертой — никто точно не знает. Поэтому смерть всегда вызывала в человеке естественный страх перед неизвестностью.
Смерть пугает, особенно если сталкиваешься с нею воочию. Почему же тогда одни люди более спокойно относятся к факту смерти и, отдав дань уважения умершей душе, возвращаются к обычной повседневной жизни не мучаясь страхами, а другие, такие как я, не могут потом спать по ночам, просыпаясь от ужаса и вздрагивая от малейшего шороха?
Оказывается, все дело в различиях нашей психики. Мы все очень разные и на одни и те же события можем реагировать совершенно иначе, с другими оттенками чувств и эмоций. Особенности нашего внутреннего мира и восприятие всего, происходящего вокруг, зависят от векторов — набора индивидуальных психологических качеств, которые мозаично создают личность каждого отдельного человека.
Панический страх перед смертью может проявляться только у 5 % людей — обладателей зрительного вектора. Их природа — это повышенная эмоциональность и способность испытывать очень яркие и глубокие чувства. А страх — это особенно яркое и острое переживание, которое помогало нашим далеким предкам на охоте: при виде леопарда зрительница пугалась, и это мгновенно передавалось всей стае как сигнал к срочному бегству. У обладательниц зрительного вектора была очень важная миссия, ведь от их умения мгновенно испытывать сильный страх зависела жизнь целой стаи.
Мы уже давно живем в современном мире, и дикие джунгли сменились бетонными джунглями зданий за окном. Да вот только страх, вписанный в нашу психику многовековой эволюцией, остался тем же. Люди со зрительным вектором страдают всевозможными фобиями — от страха паучков и змей до клаустрофобии и страха высоты. Но практически любой страх — это интерпретация основного первобытного страха — страха смерти. Проявляется он еще в детстве: маленькие дети боятся темноты. Темнота — идеальное полотно для разыгравшегося воображения, что рисует чудовищ, затаившихся по углам… При правильном развитии ребенка страх смерти проходит всевозможные трансформации и становится состраданием, сочувствием, любовью.
Человек со зрительным вектором — это не только повышенный страх смерти, это огромный интеллектуальный и эмоциональный потенциал. Эти люди — интеллектуалы, ученые, скульпторы, фотографы, художники, очень тонко воспринимающие красоту. Они — певцы, актеры, танцоры и модели.
Они же — психологи и медсестры. Это люди чувственные, творческие, с богатым воображением.
Да только такими они становятся при развитии зрительного вектора и его наполнении, когда вместо страха человек научается по-настоящему любить этот мир — растения, животных, людей, Бога. И страх смерти отступает, уводя за собой фобии, ночные кошмары и даже панические атаки.
Для человека со зрительным вектором существуют только два пути — это путь страха и путь любви. Развивая свой богатый внутренний потенциал и реализовывая себя в жизни, мы избавляемся от страхов и получаем совершенно новое качество жизни — яркой, счастливой и наполненной позитивными эмоциями…
После тренинга «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана мое отношение к смерти изменилось.
Исчез панический ужас перед неизвестностью, и воображение перестало рисовать гробы и оживших мертвецов по ночам. Вместо этого освободилась творческая энергия и желание строить с людьми эмоциональные связи. А похороны из источника ночных кошмаров превратились в возможность проститься с близким человеком и сказать ему: «Спасибо за все…»
Зарегистрироваться на бесплатные лекции «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана можно по ссылке.
Автор Елена Ковальчик
Редактор Тамара Ткаченко
Корректор Александр Добряк
Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»
Добавить комментарий