Трагедия в Керчи. Как жить дальше?
«Гений», давай с тобой поговорим.
Так, как будто ты еще жив, и я успела…
…Вот что говорят о тебе в новостях.
«17 октября 2018 года около полудня в Керченском политехническом колледже прогремел взрыв. Погиб 21 человек, более 50 получили ранения. Оперативные службы обнаружили самодельную бомбу, начиненную металлическими предметами. По словам очевидцев, незадолго до взрыва в здании были слышны выстрелы. Большинство жертв погибло от огнестрельных ранений. Была установлена личность молодого человека, который появился в здании незадолго до взрыва и, исходя из записей камер видеонаблюдения, держал в руках ружье. Им оказался студент 4 курса колледжа 18-летний Владислав Росляков. Его тело с огнестрельным ранением обнаружено в библиотеке колледжа, на втором этаже. Предполагается, что этот молодой человек расстрелял находившихся в здании людей, а затем совершил самоубийство. Следственный комитет квалифицировал происшествие как «убийство 2 и более лиц общеопасным способом».
Потеря защищенности
Трагедия в Керчи вызвала потерю коллективного чувства защищенности и безопасности. Основных вопросов, с которыми люди обращались после этого происшествия друг к другу, к себе или к богу, было два: почему 18-летний молодой человек, по сути, еще подросток, сотворил такое и как защититься от подобного?
Многие школьники и студенты в социальных сетях, выражая соболезнования погибшим и пострадавшим, можно сказать, сами кричали о помощи. Объясните, как после того ужаса, который они увидели своими глазами или услышали из первых уст, можно спокойно ходить на учебу? Кто защитит, если беда придет не со стороны врага, не снаружи, а изнутри? Как себя вести, если опасность может исходить даже от «своих»? Системно-векторная психология Юрия Бурлана может дать ответы на эти вопросы.
Обычно человек не знает, как себя вести в той или иной ситуации, когда не имеет представления, чего можно ожидать от окружающих. Мы вроде изучили каждого в своем школьном или студенческом коллективе вдоль и поперек. По крайней мере, мы знаем наверняка, кто нам нравится, а кто нет. Имеем представление из собственного опыта, с кем можно и подурачиться, и в разведку пойти, а с кем лучше не шутить и вообще держаться подальше.
Мы привыкаем к повадкам и, как нам кажется, «странностям» каждого в «стае» — классе или группе, и взаимодействуем соответствующим образом. Но когда кто-то из нас, пусть даже самый странный и непонятный, совершает такое преступление, мы не готовы это признать. Как это возможно? За что? Как такое вообще могло прийти в голову? Пожалуй, это самый интересный вопрос, который мы должны задать себе. Почему никто из нас даже не предполагал, что постоянно находится рядом с бомбой замедленного действия, которая начала обратный отсчет в голове соседа по парте? Почему мы не смогли разглядеть?
Как распознать
…Я не буду называть тебя психом, мне слишком понятна боль, которую ты вынужден был носить в себе в течение многих лет.
Да, никто не понял, что с детства досаждать тебе громкими шумами и кричать на тебя нельзя, потому что это мешает сосредоточиться на новых идеях. Не было того, кто не просто осудил и отругал бы тебя за жестокое отношение к животным, но и помог бы вернуть утраченное чувство защищенности, интерес к миру, сосредоточенность на нем. Никто не понял, что ты совсем не хотел быть одиноким, несмотря на свой задумчивый вид, странное поведение и безэмоциональное выражение лица. Никто не переубеждал тебя в отсутствии смысла твоей жизни даже для бога, не улавливал твоих постоянных «зачем?»…
На основании рассказов людей, которые контактировали с Росляковым, мы можем составить системный психологический портрет преступника. Близкие говорят, что он был замкнут и угрюм, с ним было тяжело общаться. Вспоминали, что с детства он проявлял жестокость к животным. Став старше, стал увлекаться компьютерными играми. В школе учился плохо, но в колледже только на «4» и «5». Одногруппник утверждает, что Росляков интересовался маньяками и оправдывал их. Из переписки с друзьями и с девушкой известно, что парень часто говорил о бессмысленности жизни.
У Рослякова была анально-звуковая связка векторов, которую мы часто встречаем у людей в обычной жизни. Звуковое стремление раскрыть смысл в сочетании с желанием в анальном векторе учиться, отделять зерна от плевел, создает огромный потенциал для реализации в науке, программировании, преподавании или хирургии. В развитом состоянии такие люди — настоящие гении: нобелевские лауреаты, писатели-классики, композиторы. Чаще мы встречаем более-менее развитых анальных звуковиков, социализованных, но, так или иначе, в разных состояниях в звуке.
Современным звуковым подросткам сложнее наполнить нехватку, прежние способы уже не помогают. Мы видим их постоянно в наушниках, в которых гремит тяжелый рок. Смотришь: он опять опоздал на занятие, а на уроке или лекции просто спал. В следующий раз — вообще не появился на учебе. Где он, что с ним? Никто не знает: он все время ходил один, сам себе на уме. Конечно, к таким высокомерным, не желающим слушать и сопереживать, не хочется порой и подходить, и лишний раз здороваться. Человек не идет по доброй воле туда, где ему плохо.
Звуковику в плохих состояниях плохо среди людей, начинается депрессия, он не выходит из дома. Прячется от людей в собственной скорлупке и испытывает сильное чувство одиночества и непонимания.
Почему он убегает? Потому что то, что должно приносить ему радость — наслаждение звуками и смыслами через ухо — причиняет ему страдания. Изначально это может быть вызвано громкими, неприятными звуками, словами с оскорбительными смыслами или уничижительной интонацией. Даже небольшое и нечастое такое воздействие отбивает желание сосредотачиваться наружу, вслушиваться в разговоры людей, чтобы не получить еще один удар.
А если плохое воздействие длится продолжительное время, начиная с детства, у анального звуковика может развиться синдром морально-нравственной дегенерации — полная потеря эмоциональной связи с окружающими, которые не смогли создать подходящих условий для его развития, не уловили его душевных порывов. Звук перестает дифференцировать каждого человека в отдельности — все они иллюзия, а в анальном векторе накапливается огромная обида на внешний мир, приносящий только страдания. Человек увязает в собственном эгоцентризме окончательно, возникает желание избавиться от тела, и не только своего, а когда и где сдетонирует эта бомба, сколько унесет с собой жертв, предсказать невозможно.
…Внутри огромная черная дыра, переполненная болью. Пустота. Ненависть. Раз вопрос «для чего я?» уже решен в сторону минус, возникают мысли о естественной ненужности других людей. Ты идешь им навстречу и видишь, что это просто тела, как в компьютерной игре. Поначалу ты пугаешься такого сходства, но потом убеждаешься в иллюзорности мира все больше и больше. Внешний мир кажется тебе источником боли, от которой непременно нужно избавиться…
Виноградов, Брейвик, Росляков — все они тщательно спланировали свои действия. В одиночку, как всегда в таких случаях. Никто не подозревал, как обычно. Даже психиатр не распознал какие-то отклонения. Но лишь потому, что не задал правильных вдумчивых вопросов.
…Никто не спросил, для чего ты купил ружье. Ты хотел сделать мир чище. Но реальность, искаженная огромной обидой на всех, превратилась в мишень. На то, чтобы чистить, уже не осталось сил, и ты просто удаляешь без разбора. DELETE.
Что можно сделать
Посмотрите вокруг себя, на людей из своего окружения, одноклассников и одногруппников. Вспомните тихих, замкнутых, малообщительных. Вспомните тех, кто любит слово «зачем?». Это звуковики. Они могут быть гениями, а могут быть злодеями…
Если звуковик как бы невзначай говорит об отсутствии смысла, если часто ходит в наушниках, либо вообще не снимает их, слушает тяжелый рок, глушит себя, не появлялся на учебе — значит, ему плохо. Значит, он дистанцируется от мира, уходит в свою раковину и имеет все риски прийти к ощущению бессмысленности жизни и мира, суицидальным мыслям, потере эмоциональной связи с реальностью и убийственным планам…
Трудно бывает заговорить со звуковиком, возможно, он и не ответит. Можно попросить его помочь в той области, в которой никто не разбирается лучше него. Дать ему ощутить собственную значимость во благо общества. Пока он сохраняет контакт с людьми, это возможно.
Если же человек сам говорит о бессмысленности, тленности и ненависти, значит, он в уже тяжелом состоянии, и очень важно его услышать и понять, задаться теми же вопросами вместе с ним и попытаться нащупать ниточку связи с миром. Молчание и равнодушие может стать последней каплей, последним шагом пусть и не к расширенному, но суициду.
…Я также чувствую боль и вину оттого, что не смогла предотвратить этого, найти тебя и помочь. Никто не читает инструкцию к жизни перед тем, как родиться. Понятно, что и ты ничего не знал в 18 лет. А слушать тех, кто был рядом и немного разбирался, уже не хотелось…
Если в описании анально-звукового человека Вы узнали себя, знайте, что если бы в разговорах не было смысла, человечество бы молчало. Попробуйте снять наушники и вслушаться еще раз. Люди невольно говорят о тайном, внутреннем, о том, что Вам так необходимо раскрыть. Когда начинаешь понимать психику, свое Я, мир вокруг начинает обретать реальность и перестает вызывать ненависть. Более 14 тысяч человек таким способом нашли смысл и избавились от обид.
Наша сила в объединении
…Нам нужно жить дальше. Помочь таким, каким был ты, найти свет внутри себя, а значит, и снаружи — в людях, в окружающем мире как в проекции внутреннего. Сделать так, чтобы они стали по-настоящему великими и прославились, воплощая в жизнь человечные идеи. И мы сможем, а ты этого уже не почувствуешь. Для тебя, к сожалению, осталась только боль.
Трагедия в Керчи отразилась на всех. События оставили глубокий след в душе, заставляя сделать выводы и ставя перед нами задачу — понять, что любой человек, с которым мы взаимодействуем, не хочет и не должен испытывать ненависть к жизни и быть один. Мы не можем сделать выбор в пользу жизни и спастись в одиночку, пока кто-то рядом по-тихоньку выбирает смерть.
Автор Далия Конышева
Корректор Ирина Щербакова
Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»
1 комментарий
Виктория
03.11.2018 в 21:39Как такое вообще могло прийти в голову?
Именно на этот вопрос и есть точный ответ. Спасибо за статью.