Как вырастить детей счастливыми? Системные рекомендации для взрослых
Мир — это дети. Завтра они поведут наш МИР в будущее. Они родились здоровыми, с нормальной психикой, с врожденными свойствами и талантами. А дальше они развиваются и формируются под влиянием семьи, школы и общества. Дети — это, с одной стороны, продолжение человеческого вида и родителей, с другой — отражение нашей работы и усилий по их воспитанию, в результате которых могут вырасти гении или злодеи. Поэтому главная задача родителей — как можно скорее распознать врожденные свойства детей и способствовать их развитию. Для этого надо знать ответы на ряд вопросов. Во-первых, что это за врожденные свойства и как их распознать у ребенка, по каким признакам? Как развивать эти свойства? Где найти ориентиры, что правильно, а что нет?
На эти и многие другие вопросы отвечает тренинг «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана. Системно-векторная психология раскрывает основы воспитания детей и помогает найти подход к любому ребенку. Рассмотрим основные принципы воспитания детей на примерах конкретных жизненных ситуаций.
Ремня всыпать или объяснить, почему нельзя?
Вот маленькая дочка или сын играет, хохочет и нарушает какой-то запрет. Вы уже много раз ему говорили: «Нельзя! Не делай! Не бери!» А он все равно… И вы сами не успеваете заметить, как начинаете кричать на ребенка за то, что он такой бестолковый.
Системно-векторная психология настоятельно рекомендует исключить психологическое давление на ребенка: не оскорблять, не повышать голос, не орать, не бить. Для развития малыша необходимо обеспечить ему ощущение защищенности и безопасности. Не нужно ребенку постоянно говорить «нет» и «нельзя», нужно объяснять логически, почему нельзя и что будет, если нарушить запрет.
На бессознательном уровне ребенок получает от матери внутреннее ощущение защищенности и безопасности, уверенность в собственном сохранении и целостности. Ребенок чувствует психологическое состояние матери. Если у матери ровное, хорошее состояние, то и ребенок спокоен. Если состояние матери изменилось на негативное и нервное, то и ребенок теряет ощущение защищенности и безопасности и его состояние тоже становится тревожным и беспокойным. Отец поддерживает в ребенке ощущение защищенности и безопасности косвенно, заботясь о его матери и обеспечивая семью необходимым. При отсутствии чувства защищенности и безопасности происходит задержка психосексуального развития ребенка.
Опасно, когда взрослые начинают, как говорится, «выбивать дурь из ребенка» в самом прямом смысле — бить его. Потому что при этом родители лишают свое дитя чувства защищенности и безопасности. Особенно опасно, если у ребенка кожный вектор. Битые в детстве дети с кожным вектором могут становиться ворами, мазохистами или неудачниками по жизни. А битые в детстве кожные девочки могут стать проститутками. Конечно, не все, но вероятность есть. Все проститутки — это битые в детстве кожницы.
А ведь все эти мальчишки и девчонки могли бы стать талантливыми инженерами, конструкторами, изобретателями, предпринимателями, бизнесменами, менеджерами, юристами и заниматься делом, приносящим им радость, а обществу пользу.
Поэтому ни в коем случае нельзя бить ребенка. Кожный ребенок хорошо понимает язык запретов, особенно когда вы логически можете объяснить, почему есть такой запрет. Ограничение в пространстве: «Гулять сегодня не пойдешь!» или во времени: «Будешь меньше за компьютером сидеть» — это тот язык, который понимают дети с кожным вектором.
Почему вы на меня все время кричите?
Кричать на любого ребенка — это плохо, потому что при этом ребенок лишается чувства защищенности и безопасности. Но есть особые дети, которые физически не выносят громкие звуки, крики и ругань, потому что им от природы дан чувствительный слух и они очень восприимчивы к звукам. Это дети со звуковым вектором. Из такого ребенка можно вырастить гениального музыканта, композитора, певца или программиста, если развить его природные свойства — абсолютный слух, способность к сосредоточению, абстрактный интеллект.
Слышать крики и оскорбления для такого малыша просто невыносимо, ведь он тонко воспринимает смыслы сказанных слов, которые могут больно ранить его. И тогда он начинает уходить в себя, стремиться к уединению, возникает избирательный контакт. В крайних случаях — вплоть до развития аутизма или шизофрении.
Самые родные и близкие люди для ребенка — это его родители. И их задача — помочь ребенку развить его лучшие свойства. Если у вашего ребенка звуковой вектор, говорите с ним тихим голосом, ставьте ему классическую музыку и не давайте ему надолго уходить в себя — вовлекайте его в какие-то совместные дела, прогулки, давайте ему возможность больше общаться со сверстниками. Это очень важно для ребенка дошкольного и раннего школьного возраста, потому что именно в это время он проходит ранжирование в группе, начинает чувствовать, где его место в коллективе и как общаться с другими детьми и взрослыми.
«Ешь, давай! Кому я сказала!»
Бывает, что ребенок сидит и засыпает над едой. И вам уже так хочется помыть за ним посуду и заняться другими делами, а он все сидит и тянет. И внутри медленно вскипает раздражение: «Да сколько же можно копаться? Неужели нельзя сесть и быстро поесть? Почему нужно над едой рассиживать?!»
В такие моменты займите себя другими делами, пусть ребенок ест без принуждения. Бывает, мы заставляем ребенка есть, когда он не хочет. Мы, конечно, хотим как лучше. Например, нужно покормить его за час перед длительной прогулкой, чтобы в пути он не канючил: «Мама, купи мне конфету!» Но мы забываем при этом, как важно привить ребенку правильное отношение к пище.
Человек живет по принципу наслаждения. Есть четыре базовых желания: есть, пить дышать, спать; удовлетворение этих желаний необходимо человеку для выживания. Когда мама кормит новорожденного ребенка грудным молоком, он получает от этого большое удовольствие и наслаждение, так как удовлетворяет одно из четырех базовых желаний — ЕСТЬ! Таким образом, получая с первых дней жизни еду с удовольствием, человек на всю жизнь закрепляет навык испытывать радость и удовольствие от получения всего в жизни: от пищи, от отношений и так далее — то есть от самой Жизни!
А если ребенка заставлять есть против его желания, то он, естественно, не получает удовольствия от такого насильственного кормления и испытывает негативные эмоции. Внутри ребенка зреет протест, и формируются неприятные, до рвоты, ощущения от подобного способа получения еды. При этом дающий еду воспринимается ребенком как насильник. Поэтому насильственное кормление в детстве отрицательно отражается на психике человека и впоследствии оказывает влияние на всю его жизнь.
Взрослый человек не хочет ничего в жизни получать, ожидая от получения очередной порции негатива, то есть бессознательно он противится получению. В результате все дары жизни: и еда, и друзья, и парные отношения, и многое другое — вызывают у человека недоверие и внутренний стресс. Вроде все для жизни есть, а счастья нет, поэтому и жизнь человеку не в радость. А все потому, что нет в душе благодарности дающему, так как получение не радовало с самого раннего детства, то есть не сформирован навык получения с удовольствием от дающего.
Кроме этого важно научить детей делиться пищей с другими. Пусть ребенок сначала делится пищей с родителями, а потом со сверстниками. Это способствует формированию у ребенка очень важного навыка — навыка отдавать другому с удовольствием. И со временем ребенок начинает ощущать радость от отдачи, и отдать что-то другому становится ему даже приятнее, чем получить самому. Научив делиться пищей с другими, родители закладывают у ребенка основы добрых отношений в коллективе, основы для счастливых отношений в паре; таким образом у ребенка формируется позитивный жизненный сценарии.
Важно научить ребенка получать удовольствие от приема пищи. Исключить практику насильственного кормления детей! Организовывать хотя бы 1-2 раза в неделю общий семейный стол с праздничной уютной обстановкой совместного приема пищи и общения. Учить ребенка делиться пищей с мамой и папой, потом с другими, чтобы при этом он получал удовольствие от отдачи.
Давайте жить дружно!
Многие хотят, чтобы семья была дружная, чтобы все поддерживали и помогали друг другу, радовались удачам, делили печали. Но не все знают, что основа для укрепления семьи — это общий семейный стол хотя бы раз в неделю. Пусть вся семья каким-либо образом, по своим силам, примет участие в подготовке этого события. Но без перекусов — чтобы «нагулять аппетит»! Пусть стол будет красив, а еда очень привлекательна своими ароматами, и еще лучше на вкус. Будьте за столом внимательны и доброжелательны друг к другу, делитесь своими вкусовыми впечатлениями от семейных традиционных и новых блюд, их рецептами, проявляйте уважение к старшим и заботу о младших.
За праздничным столом поделитесь с родными своими успехами — в детсаду, в учебе, на работе, пусть все порадуются. Спросите совета у родных в сложной, на ваш взгляд, ситуации, и, может быть, вы все вместе найдете неожиданное и очень удачное решение, которое устроит всех ее участников. Ведь одна голова — хорошо, а семь — лучше, ведь даже в слове семья заложено именно семь «Я». И климат в вашей семье будет улучшаться, отношения станут более доверительными, каждый будет чувствовать, что он не один, за ним — СЕМЬЯ, на которую он может положиться. Это осознание придает силы для свершения новых добрых дел в этой прекрасной жизни на радость себе и всем окружающим. Спешите делать добрые дела! И среди них самое главное доброе дело — вырастить здоровых и счастливых детей, которые поведут наш МИР в будущее.
«Мама, почитай мне книжку на ночь!»
Дочка боится засыпать, капризничает, просит: «Мама! Мама, почитай мне сказку на ночь!» А мы, взрослые, так устали за день, что хотим поскорее уложить ребенка и заняться своими делами. И подчас выдаем такие фразы: «А ну быстро спать, а если не будешь слушаться, Баба-Яга за тобой придет и заберет!». Само собой, ребенок после таких заявлений лучше засыпать не станет!
Ни в коем случае нельзя пугать ребенка! А лучшее средство для того, чтобы малыш перестал бояться и хорошо засыпал — это действительно книжка на ночь.
Чтение воспитывает чувственность и образность в подрастающем человеке. Порой при чтении ребенок может начать плакать. Важно понимать, что слезы — это нормальная природная реакция человека, и если что-то вызвало слезы у ребенка или у взрослого, то нужно дать возможность поплакать и таким образом снять психологическое напряжение. А если это слезы сопереживания и счастья, то тем более не нужно себя сдерживать!
Для воспитания чувств у ребенка можно и нужно использовать проверенную многими поколениями практику семейного чтения вслух классической художественной литературы, вызывающей чувства сострадания и сопереживания. А затем через реализацию принципа получения наслаждения привить ребенку навык самостоятельного чтения хорошей литературы из библиотеки мировой классики.
Воспитание чувств у ребенка поможет ему в дальнейшем выстроить крепкие парные отношения, создать семью, воспитать своих детей. А также сформировать нормальные отношения в коллективе на работе, ведь реализация человека в жизни возможна лишь среди других людей. Развитие заложенных от рождения свойств позволит человеку стать психологически состоятельным, способным к самореализации и проживанию жизни, наполненной радостью и счастьем.
Чтение также способствует развитию ума и интеллекта у ребенка через напряжение деятельности мозга, развитию способности к мышлению, вовлекая его, понуждая к мыслительной деятельности, не допуская лености ума.
«Что ты сказал? Ты откуда эту гадость принес?»
Помните тот шок, который у вас наступил, когда ребенок лет шести вдруг сказал матерное слово. Совершенно не знаешь, как реагировать. Многим родителям уже пришлось через это пройти. А для тех, у кого не было такого опыта, системно-векторная психология Юрия Бурлана дает совет, как поступить.
Почему матерное слово от ребенка вызывает у нас панику?
Мат — это всегда слова о сексуальном. Родители не должны слышать мат от детей, равно как и дети не должны слышать мат от родителей. Ведь при этом снимается табу на инцест. К слову сказать, по этой же причине родителям следует обеспечить условия интимности при занятии сексом, чтобы даже маленький ребенок случайно не увидел и не услышал непонятные и пугающие его звуки.
Психологически ребенок испытывает огромный стресс, когда слышит мат от родителей. А вот когда он случайно слышит мат во дворе или в детском садике от сверстников, это не наносит ему ущерба. Это такой природный механизм, как дети узнают о деле этом нехитром.
Когда ребенок слышит матерное слово от сверстника в детском саду, у него возникает сильная реакция, он становится возбужденным, учащается пульс и так далее. Через это незнакомое слово он вдруг получает информацию, которая понадобится ему потом во взрослой жизни, у него возникает бессознательная догадка, что это слово очень важное, но почему-то его нельзя произносить вслух… Или, наоборот, ребенок приходит домой и с порога произносит это слово.
А как реагируют родители?
Да, чаще всего негативно. Нас пугает, что ребенок матерится. Эти слова табуированы в нашем языке, мы боимся, что ребенок начнет сквернословить. И начинаем отчитывать его или даже орать. И тогда у него в сознании появляется связь, что матерное слово, а значит, и то, что с ним связано, — это грязно и запретно. И когда ребенок вырастает, у него могут быть проблемы с раскрытием сексуальности, ведь бессознательно он считает секс грязным и неприемлемым. Особенно часто такое бывает у женщин.
Поэтому, когда ребенок вдруг приносит домой это слово, нужно сохранить внутреннее спокойствие, погладить его по голове, успокоить и сказать, не давая никаких негативных оценок, что такие слова не надо употреблять в присутствии взрослых, а когда он вырастет, то сам поймет почему.
Маленькие детки — маленькие бедки… или Как вырастить счастливого человека?
Каким вырастет ребенок, во многом зависит от родителей и психологического климата в доме. Воспитание, данное в семье, во многом определяет судьбу ребенка, так как оно способно или развить его таланты до наивысшей высоты их полной реализации, или, напротив, остановить психическое развитие человека. Потом уже будут детсад, школа. Поэтому в современном мире очень важна психологическая грамотность родителей. Хороший опыт, особенно полученный ребенком в семье, делает человека в дальнейшем устойчивым перед плохим опытом, с которым он может встретиться в своей жизни.
Узнать больше о том, как вырастить здорового и счастливого ребенка, помочь ему раскрыть его таланты и научить его радоваться жизни, можно уже на бесплатном онлайн-тренинге «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана.
Автор Татьяна Федорова
Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»
2 комментария
Надежда
26.08.2017 в 09:04очень полезная и важная статья. к прочтению призываю настоятельно!
Надежда
26.08.2017 в 09:06очень полезная статья=настоятельно рекомендую к прочтению