Психические расстройства человека: творческие люди в группе риска
Портал globalscience.ru сообщает о результатах исследования ученых Каролинского института, которые сообщили о том, что творческие личности чаще остального населения становятся жертвами психических расстройств. Человека творческого подстерегает множество опасностей, среди которых: депрессия, шизофрения, нервная анорексия, синдром беспокойства, аутизм. Исследователи говорят о склонности к алкоголизму, наркомании, о злоупотреблении психоактивными веществами. В частности, в результатах исследования говорится о том, что писатели являются теми людьми, которые наиболее подвержены шизофрении.
По информации шведских исследователей, повышен риск психических расстройств и у родственников творческих людей. Причем в ходе исследования было выявлено, что в группу риска попадают ученые, художники, фотографы, танцоры, писатели.
Помимо психических расстройств, творческого человека подстерегает еще одна серьезная проблема. Среди таких людей, по информации всё тех же шведских исследователей, самоубийства встречаются на 50% чаще, нежели у остального населения.
Ученые надеются, что собранные ими сведения помогут обеспечить тем, кто болен расстройствами психики, более качественное и комплексное лечение.
В свете приведенных исследований интересны статистические данные, которые показывают риск самоубийства в зависимости от профессиональной принадлежности человека. В частности, согласно статистике, суицидальный риск для некоторых профессий (оценка в баллах от 1 до 10) выглядит следующим образом: на первом месте – музыкант (8,5 балла), далее – медсестра (8,2), зубной врач (8,2), психиатр (7,2) и другие.
Очевидно, первое место в этом списке занимают люди, вся профессия которых – творчество. Результаты различных исследований указывают на то, что человек, которого мы называем «творческим», подвержен риску психических расстройств и, кроме того, риску суицида.
Использование при анализе вышеприведенных данных методов, которые дает тренинг Юрия Бурлана «Системно-векторная психология», позволяет выявить более глубокие сходства между теми, кто подвержен риску психических расстройств человека. Дело в том, что все те люди, о профессиональной принадлежности которых мы говорили выше, относятся либо к обладателям звукового вектора, либо – к обладателям зрительного вектора, либо – к людям, имеющим звуко-зрительное смешение векторов.
Так, например, музыкант и ученый – типичная реализация для обладателей звукового вектора. Танцоры, врачи, фотографы, художники – типичные представители зрительного вектора. Психоаналитик – яркий пример человека, обладающего звуко-зрительным смешением. К этому же смешению относятся многие писатели и поэты. Это – устойчивая тенденция.
И тот и другой вектор вследствие недостаточного уровня наполнения врожденных желаний способен давать состояния, которые обычно диагностируются как психические расстройства человека.
Психические расстройства человека и звуковой вектор
Так, особенностью звукового вектора является заложенная в человеке от рождения тяга к познанию себя и познанию мира. Такие люди часто становятся учеными: через исследования они пытаются ответить на свой главный внутренний вопрос: «Кто я?» Похожим образом происходит становление – в самом широком смысле – музыкантов: здесь могут быть и исполнители, и композиторы. Музыкант ощущает, что его творчество способно приоткрыть тайну его собственного устройства и устройства мира.
Звуковой вектор задает в потенциале мощный абстрактный интеллект. Для правильного развития этих задатков критически важно соответствующее воспитание звукового ребенка в детстве. В частности, этому ребенку противопоказаны шумы, противопоказано все, что «сбивает его с мысли». Если такой ребенок не имеет возможности спокойно размышлять (например, над чем-то, прочитанным в книге), если его постоянно отвлекают, кричат на него, то, как итог, уже в подростковом возрасте он попадает в группу риска. Характерные состояния здесь – апатия, депрессия, чувство давящей пустоты, отсутствие смысла. В таких тяжелых депрессивных состояниях звуковики заканчивают жизнь самоубийством.
Психические расстройства человека и зрительный вектор
Зрительный вектор в развитом и реализованном состоянии характеризуется тягой к прекрасному (фотографы, художники), высоким уровнем сострадания к другим людям (врачи, медсестры), образным интеллектом. Здесь тоже многое зависит от воспитания такого ребенка. В частности, когда в зрительном ребенке не развивают сострадание (например, один из шагов по развитию сострадания – чтение ребенку соответствующей литературы), читают страшилки, то не дают свойствам его психического развиться. Зрительник, оставшийся в архетипичном состоянии, всю жизнь будет именно через страх наполнять свою врожденную эмоциональную амплитуду, никогда не сможет испытать обратное страху чувство – любовь. Зрительные страхи обеспечивают повышенную нервозность: они, фактически, являются различными проекциями страха смерти – страха за себя. В то время как сострадание – это страх за других.
Если зрительного ребенка воспитывали в соответствии с его внутренними особенностями, определить которые можно с помощью методов системно-векторного психоанализа, то он гораздо более устойчив на ландшафте, а жизнь приносит ему гораздо большее удовольствие.
Единственное, что способно выбить такого зрительника в страх – это сверхстресс, то есть сверхдавление на его свойства. Но это всегда временное событие. Чем выше уровень развития его основных качеств в детстве, чем выше уровень их реализации во взрослом возрасте, тем легче такой человек преодолеет сверхстресс.
Там же, где наблюдается недобор развития или реализации, даже небольшие проблемы способны довести человека до явно диагностируемых психических расстройств. Для негативных состояний в зрении характерны демонстративные попытки самоубийства. Это для зрительника в состоянии страха иногда единственный способ привлечь к себе внимание. Такому человеку хочется требовать внимания окружающих. Ему кажется, что его недостаточно любят, что его недооценивают, им недостаточно интересуются.
Эти состояния, естественно, имеют разную тяжесть – от вполне невинных, но постоянных вопросов «ты меня любишь?», до шантажа свести счеты с жизнью.
При этом зрительник в чистом виде никогда не ставит себе целью именно уйти из жизни. Он хочет как следует испугать окружающих, показать им – как ему плохо, показать, как ему нужно их внимание.
При этом зрительник в чистом виде никогда не ставит себе целью именно уйти из жизни. Он хочет как следует испугать окружающих, показать им, как ему плохо, показать, как ему нужно их внимание.
Однако часть из них все же погибает. Не пришла вовремя мама, чтобы откачать дочь, наглотавшуюся таблеток. Никто не заметил, что она ушла в ванну и долго не возвращается. Хотя по закону жанра – должны были. Так и уходят несчастные зрительники из жизни.
Психические расстройства человека и звуко-зрительное смешение
Когда врожденные желания звукового и зрительного векторов сосуществуют в одном человеке, он обладает одновременно мощным абстрактным и образным интеллектом.
Психоаналитики в этом плане представляют собой яркий пример. Желания зрительного вектора тянут их к помощи другим людям. Желания звукового и врожденный звуковой страх сойти с ума толкают к изучению этого явления.
Однако факт остается фактом: у современной психиатрии нет эффективных методов борьбы с депрессией. Медикаментозное лечение приносит временное облегчение, а антидепрессанты и вовсе вредят психике. Именно поэтому даже маститые специалисты в области психиатрии иногда кончают с жизнью.
Психические расстройства человека: родственные связи
Ученые, как мы упомянули выше, указывают на то, что родственники творческих людей так же подвержены психическим расстройствам человека.
Такие выводы, с точки зрения системного понимания природы человека, вполне закономерны, так как творческие люди обычно обладают смешением из 3-6 векторов. Ребенок, обладающий подобным врожденным набором желаний, обычно появляется в семье, где родители примерно соответствуют такому набору векторов. Это же касается и родственников, которые так же, вероятнее всего, будут иметь звуковой либо зрительный вектор. Вероятность того, что, скажем, дядя великого музыканта будет обладать зрительным или звуковым вектором, весьма высока. Мы можем здесь говорить о стойкой тенденции к подобному соотношению векторного набора родственников.
В итоге, например, если некий музыкант страдает психическим расстройством – это не причина, по которой проблемы подобного уровня могут возникать у его родственников. Это – лишь следствие наличия у него звукового вектора и проявления нехваток в данном векторе. Однако то, что перед нами обладатель звукового вектора, позволяет с высокой долей вероятности предполагать наличие звукового вектора у некоторых из его родственников. Как результат, исследования выявляют склонность к психическим расстройствам человека не только творческих людей, но и их родственников.
Выводы
Мы считаем, что исследования, касающиеся психических расстройств человека, следует дополнять системным анализом тех, кого касаются эти исследования, а также – их родственников. Диагностика должна включать в себя определение векторального набора испытуемых и их состояния. Это позволит, если говорить о перспективах практического применения подобных исследований, с одной стороны, помогать людям, испытывающим проблемы, эффективно выводить их из негативных состояний, а с другой – проводить профилактику развития психических расстройств среди тех людей, которые могут быть склонны к их проявлению.
Автор Александр Заика
Корректор Юлия Лобанцева
Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»
1 комментарий
Галина Некрасова
26.08.2014 в 15:23Хороший вывод в статье. Риск — это ещё не диагноз. А понимая свойства и предрасположенности риск можно свести к минимуму или даже нулю. Спасибо за статью.