Просмотров: 140

Детки в клетке. «Чучело» — фильм-предупреждение. Часть 1

Фильм Ролана Быкова «Чучело» вышел на экраны в 1983 году. Этот фильм разительно отличался от традиционного советского кино о подростках, где под мудрым руководством взрослых ребята всегда находили решение своих проблем и ответы на мучающие их вопросы, свойственные переходному возрасту. И в этой вопиющей непохожести была тяжелая правда жизни, в которой далеко не всегда педагоги и родители оказываются на высоте, помогая подрастающему поколению становиться людьми…

В свое время эта картина стала «лечебной таблеткой» от насилия в школах. Фильм стал обязательным к просмотру в советских школах, он помог приостановить зарождающуюся тенденцию к детской агрессии. «Чучело» — в самом названии фильма, снятого режиссером Роланом Быковым по одноименной повести Владимира Железникова, содержится некий вызов, обнаженная правда и боль.

Фильм "Чучело" изображение

«И откуда в них такая жестокость?» — по сей день задаются вопросом родители, учителя и просто неравнодушные люди, с ужасом наблюдая, какие чудовищные формы способна принимать детская и подростковая агрессия. Вариантов ответа может быть миллион, но только тренинг Юрия Бурлана «Системно-векторная психология» наглядно показывает, что травля жертвы — естественное состояние детского коллектива, чье развитие пущено на самотек. Впрочем, обо всем по порядку.

Учительница

Как уже было сказано, детский коллектив, оставшийся без контроля взрослых, представляет собой слепок первобытной человеческой стаи, где ценятся сила, ловкость, выносливость, а наиболее слабому и неприспособленному отводится роль жертвы. Задача семьи и школы — не просто накормить-обуть-одеть, не просто дать знания по предмету, а помочь развиться природным качествам состояния в человеческое.

А теперь давайте более подробно разберем психологические особенности каждого героя.

Классная руководительница коллектива, куда попадает Лена Бессольцева, Маргарита Ивановна, больше занята устройством собственной личной жизни, чем вверенным ей классом. Хотя, казалось бы, природа наделила ее всеми необходимыми качествами, чтобы выполнять свою работу как нельзя лучше.

Как объясняет Юрий Бурлан на тренинге «Системно-векторная психология», такие женщины, как Маргарита Ивановна, являются обладательницами кожно-зрительной связки векторов. Именно им человечество обязано умением чувствовать прекрасное, способностью к любви и сопереживанию.

Однако общая нравственная дезориентация в обществе и кризис смыслов делают ее как педагога беспомощной. Да и ее зацикленность на предстоящем замужестве выглядит со стороны довольно эпатажно. А неуклюжие попытки держаться с учениками на равных — только подрывают ее авторитет, делают ее смешной и нелепой в их глазах.

Там, где нет вождя

В классе, где оказалась Лена Бессольцева, природного уретрального вождя не было, и эту роль пытались разделить между собой Миронова, по кличке Железная Кнопка, и «красавчик» Дима Сомов, в котором Лена бессознательно стремилась видеть рыцаря без страха и упрека — честного, благородного, не знающего преград и способного на Поступок.

Согласно знаниям, которые даются на тренинге Юрия Бурлана «Системно-векторная психология», девочка по фамилии Миронова (она же Железная Кнопка) является обладательницей анально-звуковой связки векторов. Так, анальный вектор наделяет ее твердой жизненной позицией, принципиальностью, доходящей порой до абсурда. «У меня ко всем один счет: живешь не по правде — расплата!» — откровенничает она с кожно-зрительной подругой Шмаковой, у которой не находит понимания.

детский коллектив изображение

Ее, Шмакову, общепризнанную первую красавицу класса, мало интересуют глубинные мотивы поведения одноклассников. Девочка делает все, чтобы привлечь к себе внимание с помощью модных нарядов и таким образом обеспечить себе защиту от окружающей действительности, которая, как ей видится, не слишком-то дружелюбна и приветлива.

С древних времен повелось так, что кожно-зрительная женщина, как никакая другая, нуждается в мужской защите и покровительстве и, чтобы найти того, кто ее защитит, успокоит ее страхи, изо всех сил старается быть яркой и заметной. Казалось бы, зрительный вектор, которым наделила природа эту красивую девочку, должен сделать ее доброй и сострадательной, но нет — не получая должного чувственного воспитания, весь ее зрительный потенциал сосредоточен на собственной персоне, а способность радоваться и любить подменяется злорадством и ядовитым сарказмом.

Однако вернемся к Мироновой. Именно она стала инициатором бойкота, который объявили одноклассники Лене Бессольцевой за мнимое предательство, и в ее понимании все было сделано абсолютно правильно. Испытывая обиду, такие люди зачастую не видят полутонов, деля мир исключительно на черное и белое. И апофеозом этой неспособности различать тонкие грани происходящего становятся слезы Железной Кнопки в конце фильма, которые изрядно удивили одноклассников.

— Ой, смотрите, Железная Кнопка плачет! Где-то землетрясение! — ехидно комментирует Шмакова. Но если наблюдать ситуацию с системной точки зрения, ничего удивительного нет. Отказ коллектива наказать вновь выявленных предателей проверенным и испытанным средством — бойкотом — Миронова расценивает как отступление от идеалов правды и справедливости, и это доставляет ей самое настоящее, неподдельное страдание.

— Все из-за нее! Из-за нее! — твердила Миронова, вытирая слезы. — Из-за матери моей… Она считает, что каждый может жить как хочет… и делать, что хочет… И ничего ни с кого не спросится. Лишь бы все было шито-крыто!.. И вы такие же! Все! Все! Такие же!..

И в этих словах — крик души запутавшейся девочки.

А есть еще один герой, Валька. Он — мальчик с кожным вектором, но недостаточно развитым в культуре. Валька растет в бедной семье, и это очень сильно угнетает его. Жажда легких денег заставляет его отлавливать и сдавать на живодерню бродячих собак, за каждую из которых платят рубль — довольно большие деньги для школьника тех времен.

Лена Бессольцева и Николая Николаевич изображение

Он же активнее всех высмеивает деда Лены Бессольцевой — Николая Николаевича — за то, что тот ходит в старом пальто, но при этом готов целое состояние отдать за картину. Люди, подобные Николаю Николаевичу, кажутся ему «чудиками», «не от мира сего». В то время как сам он, не стесняясь, говорит о том, что завидует более удачливым одноклассникам (да хоть бы тому же Сомову, чей отец — известный в городе хирург) и что самое главное в любой ситуации — соблюсти собственную выгоду.

Сама того не понимая, Лена Бессольцева стала объектом всеобщих насмешек еще до того, как взяла на себя чужую вину и ей был объявлен бойкот. Единственный, кто на протяжении всего сюжета симпатизировал ей, — мальчик, по фамилии Васильев. Именно он до того, как в классе появилась Лена, был «белой вороной». Системно-векторная психология четко раскрывает суть психики таких мальчиков — обладателей кожно-зрительной связки векторов.

Не имея наработанной веками социальной роли (из-за своей неспособности убивать он не ходил на охоту и войну), кожно-зрительный мальчик сталкивается в раскрытии своих природных свойств с куда более серьезными трудностями, чем девочка с аналогичным векторальным набором. Но в финале фильма даже он под напором захлестнувших его эмоций забывает о своем страхе и кричит:

— Никакое она не чучело! Я не разрешаю ее так называть! Можете лупить меня хоть с утра до ночи!

Однако Лене он неинтересен. Ее внимание привлек Дима Сомов — яркий обладатель кожного вектора, стремящийся всегда и во всем быть первым. В первое мгновение можно было подумать, что Дима — уретральный вождь, настолько убедительно он копировал его поведение, однако, как мы знаем, его геройство — только видимость.

Вот таким был класс, куда попала Лена Бессольцева, приехав в провинциальный городишко на берегу Оки, который никогда уже не будет прежним после ее отъезда.

О том, почему девочка не смогла найти общего языка с одноклассниками, что заставило ее взять на себя чужую вину — в следующей части.

Записывайтесь на бесплатный онлайн-тренинг.

Автор Екатерина Михайлова

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»

5 (100%) 1 Голосов

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

О проекте

SVP Journal – портал независимых экспертов, психологов и системно мыслящих людей, которым есть, что сказать. Единственный новостной сайт, который освещает события на базе знания психики человека. Каждая статья написана по материалам тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

SVP Journal – это проект, позволяющий осознать реальность заново.

Случайная новость