Три девицы под окном, или Надо, хочу и буду
В нашей компании только Аленка всегда помалкивала. Спросишь: «Что у тебя?» Она: «Все нормально. Учусь, очень нравится». Позже: «Нормально. Работаю. Очень нравится… Ой, девчонки, замуж вышла. Нравится».
А у нас с Юлькой все по-другому. Меня родители в иняз отправили: английский в школе легко давался. А там второй язык — немецкий. Ну такой некрасивый! Зачем его учить? Не нравится! Не хочу! Вот если бы итальянский, ведь такой красивый язык. Ни с немецким, ни с итальянским не подружилась. Решила — кому нужны теперь эти языки. Кое-как дотянула до диплома.
Распределили в школу. К детям, училкой?! Нет, не хочу, вот если только переводчиком. Родители меня устроили переводчиком на фирму. Только как тут работать? Коллектив не нравится, ездить далеко, условия дурацкие, да еще документацию разную переводить надо. Не хочу. Вот если бы…
Юлька среди нас самая капризная. В универ поступила, и пошло-поехало: такой неинтересный универ, все такие несовременные, и предметы ненужные совсем в жизни, и еще время на такое тратить. Вот если бы я за границей училась… Прогуливать занятия стала, мол, я же умная, должна делать все на пять, а раз не ставят пять — тогда вообще не пойду. Опомнилась через семестр — и давай себя вытаскивать оттуда, куда запрогулилась. Вот тут-то и оказалось, что мозг закис. Реальный шок у Юльки был. Какое пять, хоть бы на троечку сдать!
После учебы дома сидит, работу не ищет. Говорит, что на собеседование часто приглашают, но она не хочет. Профессия у нее неинтересная, и в этой сфере она работать не хочет, а хочет реализоваться в творческой. Только сколько уж времени прошло, а она никуда не двигается.
Трудно нам теперь втроем собраться. Аленка после окончания в другой город уехала, замуж уже вышла. Я на ненавистную работу таскаюсь, поэтому вечером совсем без сил, а Юльку с дивана не стянуть.
Я могла бы, но не хочу
Однако стоило Алене позвонить и сообщить, что она приехала, как мы с Юлькой помчались на встречу с подружкой. Она нисколько не изменилась — та же добрая улыбка, внимательный взгляд, готовность слушать и все так же немногословна. На все вопросы о муже, о семейной жизни отвечала тактично уклончиво. Мол, все хорошо, девчонки, все как у всех, любим друг друга, помогаем, ну и, бывает, проясняем отношения…
А вот с работой ее удалось разговорить.
Сначала, правда, Юлька уныло жаловалась, что ее приглашают вроде на нормальную работу, а у нее желания нет и сама искать работу не хочет. Типа, что все ей на блюдечке с голубой каемочкой подают, а она фыркает: «Мне это не нужно» или «Мне не это нужно». Все баснями нас кормит, что пойдет с глиной работать, что керамика ее привлекает. Она и вправду с творческой жилкой девчонка, только считает, что такая, как она, должна делать все идеально. Но получается, чтобы не разочароваться в своей идеальности, лучше она это вообще делать не будет.
Аленка тогда говорит: «Девчонки, вы уже, наверное, не помните… В детстве я занималась фехтованием. Просто ловила кайф от процесса. Обожала турниры и соревнования, поэтому быстро добивалась результатов. Потом стала бояться проигрывать/терять титулы/рейтинг и в конце концов просто ушла из спорта. Страх был, что не выиграю, потому что результат стал нужен, а не сам процесс. Вот и отказалась от спорта, а всем сказала, что неохота больше этим заниматься.
Юлька головой закивала и подтвердила: «Да, редко, но бывает получается понять, что я не могу, а не просто не хочу. Тогда голос разума мне намекает: я боюсь, что не получится ничего на работе, что не потяну, что навыки растеряла, знаний недостаточно. А потом как снова накатит, что такая звезда пропадает зря, потому что «ни-че-го я не хочу».
Здесь я не выдержала: «А вот как быть, если работа приносит удовольствие, только пока она, скажем так, практически механическая, а чуть сложнее становится, чуть больше ответственности, и сразу такой страх и ужас, что хочется бежать и уволиться?»
Аленка снова в воспоминания ударилась: «Помните, как я гитарой увлеклась? Лет в 16 решила научиться играть на гитаре. Сначала занималась сама, потом нашла преподавателя. Шла маленькими шажочками, радовалась любому незначительному достижению. В итоге за полгода более или менее освоила базу, смогла сама сыграть и спеть, о чем всегда мечтала. А потом то одно, то другое, и бац — месяц толком не занималась. Все, мотивация куда-то пропала, гитара стоит, но я продолжаю ходить заниматься с преподавателем.
Он на каждом занятии все усложняет задания и усиливает нагрузку, а я все пробую, записываю, думаю: «Ух, сейчас приду домой и как начну тренироваться». Домой приду, опять то одно, то другое. Сама себе думаю, что мечту-то я осуществила, а дальше заниматься мотивации уже нет. Мне от этой мысли так было не по себе, пока не разобралась, что все это чушь. Скорее всего, я не тяну усилившуюся нагрузку, поэтому надо поднажать и продолжать. Сейчас так пригодилось умение играть на гитаре — в коллектив легче влилась, да и муж подыгрывает иногда, а я пою».
«Меня, — продолжала Алена, — пару месяцев назад перевели на новый участок работы. Перспективы в плане самореализации, заработка и карьеры там лучше. Но… пока очень трудно. Осваиваю много нового, еще нет ни положительной обратной связи, ни особой уверенности в своих силах, ни результата. Говорю себе, что для освоения профессии практиковаться надо здесь и сейчас, а не мечтать о мифических идеальных условиях, о стабильности и незыблемости освоенного. И если честно, то вот в кайф это преодоление себя. Такое чувство, словно подрастаешь, словно приращиваешь что-то, развиваешься».
«Алена, — не сдержалась я, — но дело в том, что большинство работ однообразны, монотонны. Они никак не развивают человека. Приходишь домой — и сил нет на освоение чего-то нового. Как быть? Для всех ведь не хватит творческих, высокооплачиваемых, с возможностью карьерного роста специальностей?»
Подруга задумалась: «Может, дело не в специальностях? Бывает, конечно, когда приходится менять место работы, когда не дают развиваться. Однако, если ты специалист, ты стремишься приумножить свои знания и умения по профессии. И обычно на каждой работе есть какой-то неосвоенный потенциал».
Мы с Юлькой внимательно слушали Аленку. От нее исходила некая чуть уловимая свежесть, мягкая энергичность и душевная увлеченность. Она притягивала ощущением бодрости, радости от усилий, преодолений и достижений, и хотелось следовать этому потоку.
Надо, хочу, буду, могу
«Нет, не буду, дай, хочу — не хочу» — это этап физического детства человека. Это уровень, где следуют первичным желаниям человека, начало, где только формируется человеческая природа. Это время авторитетов родителей и сверстников. Это упрямое «не хочу, не буду», инстинктивное «дай», неосознанное «хочу» и сотни принуждающих «надо».
Если такие модели поведения демонстрирует человек после 20 лет, то нужно задуматься, а прошел ли он этап детства или остался в неповзрослевшем состоянии сознания, не способным преодолеть лень и взять ответственность за свою жизнь на себя.
Осмысленные «надо, хочу, могу, буду» — это этап психологического взросления. Это собственные цели, идеи, видение. Это решения, учитывающие не только собственную выгоду, но и интересы окружающего мира, других людей. Этап познания самого себя, своих желаний, своих возможностей, своих слабых и сильных сторон. Принятие того, что тебе по силам, и того, что тебе никак не подвластно. Это появление могущества, то есть разумное «могу», разрешение себе того, о чем и не предполагал, что было скрыто страхами и неверием в себя.
Это реальное взаимодействие с жизнью, с принятием внутренних процессов, возможностью изменения того, что можно изменить, и смирения перед тем, что останется неизменным.
Двигаясь, мы совершаем много ошибок, но только путь собственных осмысленных неудач помогает научиться взаимодействовать с миром, испытывая радость и удовольствие. Хотя ошибок может быть гораздо меньше…
Автор Татьяна Кунигель
Редактор Марина Алексеева
Корректор Наталья Коновалова
Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»
2 комментария
Ирина
05.12.2019 в 19:53Точно! Процесс должен доставлять удовольствие, тогда и за результатом дело не станет.
Екатерина
07.12.2019 в 17:51Никогда не думала, что такие примеры — прям типичные. Списано как с подруг. Как все таки мы похожи. И одновременно, какие мы разные…