Просмотров: 2 762

Детки в клетке. «Чучело» — фильм-предупреждение. Часть 2

Часть 1

В повести Владимира Железникова есть эпизод, не вошедший в фильм, но очень тонко и наглядно отображающий суть взаимоотношений Лены Бессольцевой с одноклассниками.

Зарабатывая деньги для долгожданной поездки в Москву, ребята клеят маски из папье-маше на фабрике игрушек. Ради забавы Лена надевает на себя только что сделанную маску зайца, после чего остальные ребята подхватывают игру: надевают маски хищников — волков, лис, тигров, крокодилов. И, обступив Лену плотным кольцом, начинают толкать ее и угрожать ей — как бы понарошку, как бы играючи, но в какой-то момент ей становится по-настоящему страшно.

Лена Бессольцева изображение

До этого случая Лена постоянно становится объектом словесных насмешек, но даже не догадывается об этом. «Я думала, они все просто веселые и любят пошутить», — признается она дедушке, рассказывая обо всем, что с ней случилось. Даже обидную кличку Чучело девочка поначалу восприняла как невинную шутку и даже стала отзываться на такое обращение.

Но почему именно она?

Слабое звено

Мы не знаем, как жила Лена Бессольцева до приезда в провинциальный городок на родину деда. Но с первых страниц книги, с первых эпизодов фильма мы понимаем, что перед нами — тонко чувствующий зрительный человечек. Одна из девочек, именно кожно-зрительная Шмакова, больше всех невзлюбила Лену, потому что в ней увидела соперницу. Именно она первой из женской половины класса назвала Лену чучелом и, зная, что та не является предателем, со злорадством наблюдала за ее мучениями, не говоря никому ни слова.

И наивная Лена тянется к первой красавице класса, не желая замечать разительного контраста между внешностью и внутренним содержанием. Так, в повести Владимира Железникова именно со Шмаковой она делится самым сокровенным — рассказывает ей о своей симпатии к Диме Сомову и о том, что тот похож на скульптуру «Уснувшего мальчика» в местном парке.

Липовый вождь

Дима поначалу покровительствует Лене, как наиболее слабой и беззащитной, отбивает бродячих собак у Вальки, но при первом же столкновении с более серьезной силой — Петькой, старшим братом юного живодера, — пасует и ведет себя как самый обыкновенный испуганный мальчишка.

Впрочем, Лене его поступки не кажутся малодушными. Ну, в самом деле, что он, шестиклассник, может сделать против взрослого парня! В любой ситуации она находит доводы, чтобы его оправдать, и даже когда Дима ведет себя как самый настоящий трус, отказывается в это верить.

Переломным в их отношениях стал момент, когда, поддавшись общему настроению, Дима соглашается сорвать урок и отправиться в кино, тем самым поставив под удар классную руководительницу, которая доверяла своим подопечным.

эпизод из фильма "Чучело" изображение

Но, едва переступив порог школы, ребята спохватились — копилка с деньгами осталась в классе! Лена Бессольцева вызвалась ее принести, но по дороге упала, сильно ушиблась, и вместо того, чтобы бежать за деньгами, ей пришлось отправиться в медпункт. Обозвав Лену недотепой, принести копилку вызывается Дима, но в классе его ждет внезапная встреча с Маргаритой Ивановной, которой он вынужден обо всем рассказать.

В наказание, вместо долгожданной поездки в Москву, ради которой ребята работали всю четверть, все каникулы они теперь вынуждены провести в родном городе, а того, кто все рассказал классной руководительнице, ждет клеймо предателя и всеобщая неприязнь. Так получилось, что Лена слышала разговор Димы с Маргаритой Ивановной, но не может допустить, чтобы он — тот, кого она считала героем, — был публично унижен и осмеян. «Ребята, это сделала я!» — говорит она, и первое время Дима искренне не понимает, что происходит. А узнав, что Лена взяла его вину на себя, оказывается в непростой ситуации.

С одной стороны, зачатки совести подсказывают ему, что некрасиво прятаться за чужой спиной, тем более — девочки, и надо бы во всем признаться ребятам. Но в то же время страх потерять уважение класса, с самой высокой ступени скатиться на самую низшую буквально парализует его и толкает на откровенно подлые, малодушные поступки. Так, вместе со всеми он принимает участие в травле, обрушившейся на Лену, — пугает впечатлительную девочку кабаньей мордой, после чего приходит просить прощения, но в тот же день снова участвует во всеобщих издевательствах.

Именно он поджигает импровизированное чучело, которое соорудили шестиклассники из украденного платья Лены, надетого на деревянный шест, хотя буквально час назад обещал, что скажет всем правду и снимет с Лены клеймо предателя.

Наделенная богатым зрительным воображением, Лена в какой-то момент думает, что это действительно она горит на костре.

Момент истины

Рассказав обо всем дедушке и таким образом заново пережив и переосмыслив все, что с ней случилось, Лена вынуждена признать страшную правду — Дима Сомов, которого ей так хотелось считать героем, оказался самым обыкновенным трусом, а значит, ей больше нечего терять и некого бояться. Именно в этот вечер весь класс собрался у Сомова, чтобы отметить его день рождения, и совершенно неожиданно для всех Лена является на праздник — но как!

Слабое звено изображение

Из-под распахнутой куртки видно обгоревшее платье — да-да, то самое, а волосы на голове острижены наголо. Подойдя по очереди ко всем присутствующим, Лена высказывает каждому все, что о нем думает, и им нечего возразить — ведь она говорит правду! Впрочем, и на этот раз она не выдает Димку, но обыгрывает все так, чтобы ему стало стыдно за свое малодушие.

Такого поворота событий ребята никак не ожидали, и ни у кого больше не было желания продолжать праздник. Гости стали расходиться, оставив озадаченного именинника наедине с красавицей Шмаковой и ее верным рыцарем Поповым. Как выяснилось, эти двое сидели под партой и слышали разговор Сомова с Маргаритой Ивановной от первого до последнего слова. Кто на самом деле виноват, им было все равно. А вот наблюдать за метаниями Димки и чудачествами покрывавшей его Лены было по-настоящему интересно!

Чучело, прости нас!

На следующий день дед и внучка Бессольцевы покинули город, но прежде чем навсегда уехать, Николай Николаевич делает землякам небывалый по своей щедрости подарок. Для него, обладателя анального вектора, наивысшей ценностью является собственная семья, и именно для детей, внуков и правнуков он долгие годы собирал картины и старался сохранить отчий дом во всей его первозданности.

Однако, проникаясь историей внучки, переживая вместе с ней все ее злоключения, он приходит к осмыслению того факта, что мир — неизмеримо больше, чем отдельно взятая семья или род. Как человек, развитый в зрении, он искренне жалеет одноклассников внучки, полагая, что их жестокость вызвана некой внутренней болью, которая у каждого своя.

И действительно, наблюдая ситуацию системно, мы понимаем, что он прав. У Вальки это — нищета, у Мироновой — отсутствие правды и справедливости, у Шмаковой — зрительные страхи, у Рыжего (в фильме этого персонажа нет) — опасение попасть под удар из-за нестандартной внешности и тоска по живущему в Москве отцу, у Димки Сомова — страх потерять авторитет у одноклассников.

Николай Николаевич принимает решение передать дом вместе с коллекцией картин в собственность города, чтобы в дальнейшем здесь был открыт музей и картины художника Бессольцева стали всеобщим достоянием.

Чучело, прости нас! изображение

Одну из картин — где изображена сестра прадеда Николая Николаевича, как две капли воды похожая на Лену, — он поначалу хотел забрать с собой, но в последний момент передумал и решил подарить ее школе.

Потрясенные таким поступком, теперь уже бывшие одноклассники Лены не могут оставаться прежними. Дима Сомов в полной мере показал свое истинное лицо, но травить его всем классом ребята больше не видят смысла.

Таким образом, ребята совершают гигантский шаг в своем развитии от животного к человеческому — ведь всеобщая травля, направленная на одного человека, имеет очень древние корни, восходящие к первобытному ритуальному каннибализму. И только Миронова, по-анальному держась за старое и проверенное, не хочет этого понять, но у нее есть на то свои причины, о которых мы уже говорили в первой части.

«Чучело, прости нас!» — эти слова пишут ребята на классной доске над портретом, который принес в дар школе Николай Николаевич.

«И тоска, такая отчаянная тоска по человеческой чистоте, по бескорыстной храбрости и благородству все сильнее и сильнее захватывала их сердца и требовала выхода. Потому что терпеть больше не было сил».

В свое время фильм «Чучело» стал целительным для психики подрастающего поколения. Но сегодня, когда роль педагога низведена до оказания «образовательных услуг», когда вокруг небывалый размах детской и подростковой агрессии, нам нужны подобные фильмы, но с новым сюжетом, рассчитанные на современное поколение детей. А еще нам нужны фильмы, которые дадут детям новые ориентиры, которые разовьют их чувства, научат жить и любить.

О том, какой подход нужен каждому конкретному ребенку, исходя из его природных свойств, кто чаще всего становится инициатором или жертвой школьной травли и как этого избежать — подробно рассказывает Юрий Бурлан на тренинге «Системно-векторная психология». Многое становится понятным уже на бесплатных онлайн-лекциях.

Автор Екатерина Михайлова

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»

5/5 - (4 голоса)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

О проекте

SVP Journal – портал независимых экспертов, психологов и системно мыслящих людей, которым есть, что сказать. Единственный новостной сайт, который освещает события на базе знания психики человека. Каждая статья написана по материалам тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

SVP Journal – это проект, позволяющий осознать реальность заново.

Случайная новость

HTML Snippets Powered By : XYZScripts.com