Остаточный принцип, или Психоанализ пенсионного возраста
На вопрос «Как вы живёте?»
один пенсионер сказал:
«Живу по принципу три-Д –
донашиваю, доедаю, доживаю.»
Нет никакого секрета в том, что, прежде чем стать пенсионером, каждый пожилой человек побывал в роли младенца, дошкольника, прошёл пубертат и далее по порядку, не нами заведённому, но неизбежному… в общем, кому как повезёт!
Все жизненные периоды тщательно исследованы учёными разных специализаций. Физиологи, антропологи, психологи, психиатры, список можно продолжить… Ах да, ещё геронтологи, которые изучают долгожителей.
Не будем рассматривать подробно всю периодизацию возрастных периодов человека, но заострим всё же наше внимание на том, как обозначают учёные интересующий нас период жизненного цикла, который как-то не хочется называть завершающим. Названия в целом похожи, выбирайте то, что вам больше нравится.
Можно проверить себя в том, какое состояние вам ближе, а какое пугает не на шутку.
Итак:
— пожилые люди,
— старость,
— удаление от дел,
— старческий возраст,
— долгожители,
— поздняя зрелость
и даже «Болезненная старость и дряхлость».
У знаменитого психиатра Э. Эриксона зрелый возраст представляет седьмую стадию и носит название «общечеловечности и самопоглощённости». Восьмая стадия – пожилой возраст, обозначена как «цельность и безнадёжность».
Выбрали, что вам ближе? Если вам ещё далеко до этого, не переживайте, чаша сия никого не минует! Но вот что вы будете чувствовать тогда, зависит от вашего состояния сейчас. Поэтому, отложим нашу грусть по поводу получения пенсионного удостоверения и страх перед неизбежными гормональными превращениями и посмотрим на ситуацию с позиции системно-векторной психологии Юрия Бурлана.
Что есть наша психика?
Системно-векторная психология Юрия Бурлана определяет 8 типов психических свойств, заданных человеку от рождения. Именно благодаря этой заданности мы и являемся такими, какие мы есть. То есть, в нашем психическом запрограммированы особенности поведения и восприятия окружающего мира, жизненные приоритеты и желания.
Эти свойства называются векторами.
Все свойства заданы от рождения — их необходимо развить. И здесь вступает в свои права реальность, в которой данный человек растёт до наступления пубертата. Это семья, окружение, ландшафт, социальные процессы и много ещё разнообразных факторов, влияющих на формирование человека.
Казалось бы, какое отношение всё это имеет к возрасту зрелости? Однако, имеет и самое прямое! В нашей жизни причина и следствие неразрывно связаны, но как часто мы способны видеть только следствие! Системно-векторная психология Юрия Бурлана позволяет увидеть корневую причину любой проблемы.
Рассмотрим три основных фактора, определяющие психологическое состояние зрелого человека:
1. Индивидуальное развитие,
2. Социальные процессы,
3. Представление о возрасте в культуре, возрастные стереотипы в данном обществе.
Каждый из этих факторов изолированно один от другого рассмотреть нельзя. Индивидуальное развитие находится в тесной зависимости от социальных процессов. А возрастные стереотипы несут отпечатки разных культур, в зависимости от национальных устоев и традиций.
Рассмотрим эти факторы системно.
Итак,
Факторы первый и второй:
индивидуальное развитие во взаимосвязи с социальными условиями
Гарантия счастья в любом возрасте – ощущение защищенности и безопасности в детстве и обществе. Это базовое, фундаментальное чувство, оказывающее влияние на душевное состояние человека в любом возрасте. Это чувство передаёт ребёнку мать. Матери – отец, отцу – государство.
Человеку, прошедшему все возрастные периоды, может показаться странным упоминание о младенческом возрасте. Однако, именно там находятся корешки почти всех позитивных и негативных состояний зрелого человека.
И не важно, сколько вам лет! Чувства обиды, вины, тоски, страха, непонимания растут именно оттуда. Также, как и уверенность в своих силах, способность наслаждаться жизнью и реализовывать себя.
Старшее поколение наших людей родом из советского периода. Жизненные впечатления, вынесенные из него у многих связаны с нехватками военного и послевоенного времени, когда родители нынешних пенсионеров были заняты восстановлением и строительством народного хозяйства.
Они просто не имели возможности лично обеспечить своим детям ощущение защиты и безопасности, а делали это опосредованно – через формирование безопасного общества. Это были люди, несущие в своём психическом альтруистические идеи. Для них естественным было трудиться во имя будущего, терпеть тяготы и лишения, чтобы следующие поколения жили в раю.
А ранняя социализация, т.е. воспитание в яслях и в детских садах, было необходимым подспорьем для осуществления этой идеи.
Уретрально-мышечный , коллективистский менталитет, сформировавшийся на территории России, отвечал поставленной задаче, создавая коллективное чувство защиты и безопасности для всех детей, в том числе сирот и обездоленных.
Став взрослыми, они проносили это ощущение через всю свою жизнь.
Оно давало уверенность в будущем. Нехватки родительского внимания компенсировались обществом. Всё было подчинено одной общей идее, личное отодвигалось на второй план. Человек и вкладывал в общество, и в то же время рассчитывал на него: бесплатное высококлассное образование, медицина, профсоюзы, право на жилье и тд.
Но в то же время личное никуда не девалось: потребности малыша в мамином тепле, ласке не были удовлетворены и это у многих вытеснились в бессознательное. Осталась глубинная тоска по чему-то жизненно важному, которая не так-то просто осознается. Но обо всем по порядку.
«Улыбнитесь!» Почему не удался эксперимент?
Представьте такое – движущийся эскалатор метро в час пик. Экспериментатор через мегафон бодрым голосом призывает народ: «Улыбнитесь! Улыбнитесь!» и показана вереница лиц, уставших людей, погружённых в свои мысли, и … ни одной улыбки!
Это реальная ситуация, показанная в одной из телепрограмм «перестроечного» периода. Не помню уже, что хотели показать авторы этой идеи, но они действительно показали реальное состояние людей того времени.
Это сейчас, спустя 25 лет в самый разгар кожной фазы многие научились «надевать» улыбки на своё лицо.
Дистрибьютеры различных фирм, продавцы в фирменных магазинах улыбаются самыми располагающими улыбками, предлагая свои услуги.
Но отойдите от них и вглядитесь в лица пенсионеров на улице, в общественном транспорте. На этих лицах нет и признаков наслаждения жизнью! Ну разве только бабушки или дедушки светятся радостью, когда ведут за ручку маленьких внучат. Но стоит только оторваться от них, как свет гаснет.
А причина скрыта глубоко в бессознательном, там, в детстве, когда мамочка восстанавливала страну, и ей некогда было обнять свою кровиночку. А ещё война и тяжёлая работа в тылу выхолащивали все чувства – было не до «телячьих нежностей», работа, работа и еще раз работа! Вот и не досталось нашим пенсионерам нежности и материнских объятий. Не было это принято: женщины, родив, старались быстрее выйти на работу, а ребенка отдать в ясли.
Как говорится, испытано на себе! Однажды обнаружив постоянно сопровождающее меня чувство необъяснимой тоски, решила найти причину – просто не могла радоваться жизни, и это стало мешать.
Нашла ответ, рассматривая старые фотографии. На них я с возраста двух (!) лет с группой детского сада на даче на Черном море. Государство заботилось о детях, и с севера каждое лето отправляло детей погреться на солнышке на юг, а родители в это время трудились на благо родины. Вот такое счастливое детство с отпечатком теперь уже понятной объяснимой тоски в пенсионном возрасте.
Конечно, у каждого — свои причины для грусти и переживаний! И зрелый возраст — это время, когда человек просматривает свою жизнь и видит, как будто через увеличительное стекло, ошибки, совершённые когда-то, неверные решения, принятые однажды, обиды и чувство вины за что-то, порой даже неосознаваемое.
Эти состояния приводят к потере жизненной энергии и прежде активный человек не в шутку, а всерьёз переходит на жизнь по остаточному принципу. Вот доживу, сколько ещё осталось, мне много и не надо!
Потеря страны = глобальная потеря чувства защищенности и безопасности
Кроме того, на наших нынешних пенсионеров выпал еще один удар, оставивший глубокие травмы. С распадом СССР в 1991 году начались не только процессы разрушения общественных и политических устоев.
Психика каждого человека, жизнь которого ранее была распланирована и предсказуема на годы вперёд, пошатнулась. Страна с уретрально-мышечным коллективистским менталитетом буквально рухнула из анальной фазы развития в кожную. Вместо коллективного на первое место выступило частное.
Человек, до этого времени находящийся в равновесии между собой и внешним миром, вдруг лишился этого равновесия. Сказать, что это был стресс, значит ничего не сказать! Исчезло в один миг то, что сохраняло и защищало человека, давало ему гарантии на будущее. Теперь ему стоило рассчитывать только на себя самого.
Пожалуй, это можно сравнить с потерей родителей. Но ведь люди, оказавшиеся в момент распада государства, уже были далеко не детьми.
Весь их жизненный опыт не имел аналогов решения подобных задач. Полученное в детстве ощущение защищённости и безопасности, которое обеспечивало общественное воспитание, с крушением государства потеряло свою значимость. Люди бывшего СССР испытывали колоссальный сверхстресс. И перед каждым советским человеком во весь рост встала серьёзная задача – выжить в условиях государственной незащищенности, экономического и политического произвола.
Выживать пытались кто как мог! Каждая личная история того не так уж давнего времени полна драматизма. В этих историях тесно переплетены закономерности исторического развития общества и бессознательные процессы в психике каждого человека.
От уровня развитости векторов, их сочетаний зависела реакция человека на перемены. Люди с анальным вектором – учителя, врачи, специалисты на производстве – потеряли признание и почет, лишились работы. Многие из них ушли из жизни из-за инфарктов. Участились разводы, беспорядки, вспыхнул рост преступности и беззакония. Коллективная потеря ощущения стабильности государства разрушила миллионы семей и жизней.
В системно-векторной психологии Юрия Бурлана проведён глубокий анализ этого непростого времени. Уникальность подобного исследования в том, что на тренинге можно полностью проработать этот невероятно травматичный период жизни и смягчить его последствия.
Куда пропала радость жизни?
Для людей зрелых, перешагнувших некий возрастной рубеж, важно понять истоки ограничений в восприятии жизни как источника удовольствия.
Человеку свойственно стремиться получить удовольствие и избегать страданий. Это и есть основной закон жизни, т.н. «принцип удовольствия».
Особенность этого принципа в том, что он бессознательный! Только его осознание может освободить от установок, внедрённых в психику извне и мешающих жить в удовольствие, на благо общества и, как следствие, себе и своей семье.
У людей, переживших развал страны и перестроечную вакханалию с получением наслаждения, возникли, мягко говоря, сложности.
Огромная масса уже состоявшихся в жизни людей была отброшена из благополучия в архетипичное состояние. Когда в каждой зрелой судьбе разрушились принципы уретрально-мышечного менталитета, нацеленного в будущее, и воцарили принципы наступившей кожной фазы развития.
Поставленные перед фактом случившихся перемен, брошенные в этот период на произвол судьбы пенсионеры прежде всего думали о детях. Хотя и с задержкой выплаченные, пенсии шли часто на поддержку молодых семей. Советские люди, как и прежде, продолжали жить для других, вот только теперь то «заветное светлое будущее» осталось под большим вопросом. А провозглашение ценностей индивидуализма просто обесценивали труд всей их жизни. Жизни целого государства.
И, тем не менее, выживали как могли.
Выбор невелик – надорваться или кушать через день
Знакомая бабушка 73 лет рассказала, как она с мужем выйдя на пенсию, уехала в украинское село и 15 лет занималась тяжким сельским трудом, посылая дочерям всё, что производила – от картофеля до мяса. Результат – надорванная спина – ходит, согнувшись с палочкой. Но полна оптимизма, окружена заботой благодарных близких. Она знала, для чего это делала, и примеров подобного самопожертвования можно привести много.
Здесь проявился мышечный вектор, для носителей которого физический труд на благо семьи не в тягость, так как перед ними встаёт задача обеспечить базовые потребности человека – пропитание.
Иногда в прессе попадались публикации о том, как выживали люди в трудных ситуациях отсутствия выплат зарплат и пенсий. Меня поразил рассказ о пенсионере, которому некуда было обратиться за помощью, и он вышел из положения таким образом: стал питаться через день, из еды позволял себе каши и овощи. Результатом было избавление от заболеваний и снижение веса.
Конечно, на подобное способен только обладатель кожного вектора, для которого ограничение является его природным свойством. Но попробуйте кушать через день, не имея кожного вектора – испытание не из легких!
Третий фактор: стереотипы культуры
Драматическую нотку сюда добавляет сохранённая в бессознательном противоречивая информация о старости. В разных культурах существуют как мифы, так и реальные сведения об отношении к старикам.
В современном мире с его смешением культур отдельно взятые источники уже не отражают истинного отношения к этой проблеме. Но бессознательное наше, сохраняющее всю информацию, порой может ориентироваться на ту, которая не несёт позитива, а убеждает в том, что человек отжил своё и пора ему освободить место молодым. Кстати, в особых случаях такое можно услышать и от молодёжи.
Чтобы выйти из подобной западни, важно найти глубинную причину такого состояния. Когда она найдена, названа и осознана – она теряет силу. Это равносильно освобождению от цепей, сковывающих движение.
Мне известна история о престарелом человеке, которому немного рассказали о том, как строятся взаимоотношения с людьми, в зависимости от их и своих природных свойств. Этот человек горько плакал, сокрушаясь: «Почему я не знал этого раньше, моя жизнь сложилась бы совсем иначе!»
Внимание молодым! Сохранение стариков – это сохранение себя
«Как же они порой раздражают, эти старики! Своим ворчанием, забывчивостью, медлительностью, советами!»
Современное молодое поколение, ориентирующееся в кожной фазе развития как рыба в воде, летит вперёд, накапливая новые знания, расширяя границы психического…
Куда летит? Здесь так и хочется по-доброму улыбнуться – к пенсии, к старости…
Правда многим до этого ещё далеко. А пока стоит приглядеться к тому, как живут и чувствуют себя ваши близкие бабушки и дедушки.
Они прожили свою жизнь как умели. Они выживали в сложные времена, они делили свою крошечную пенсию на всех, когда детям не выплачивали зарплату. Они помогали и помогают растить внуков.
Сегодня они чаще стесняются просить о помощи, только потому, что всегда больше отдавали – таков уретрально-мышечный менталитет. А взрослые дети не замечают…
Если старики чувствуют себя защищёнными социально и психологически, мы воспринимаем это как нашу собственную перспективу старости. Мы чувствуем себя в безопасности. Только общество, в котором заботятся о стариках имеет шанс к развитию и процветанию.
Выйти из этого круга можно только через узнавание себя. Научиться радоваться и получать удовольствие от жизни можно в любом возрасте! Системно-векторный психоанализ даёт такую возможность каждому заинтересованному уже на бесплатных онлайн-лекциях по системно-векторной психологии Юрия Бурлана.
Скажи «нет!» остаточному принципу
Этот хитрый принцип не всегда можно «поймать» и «распознать» в своем мышлении. Когда на склоне лет я решила осваивать компьютер, сын стал мне помогать. Однако ограничил моё общение с этой умной машиной дневным временем, когда все были на работе. А мне нужно было время вечернее, когда все дома!
Выход я нашла быстро – пошла и купила ноутбук!
Для зрелого человека освоить компьютер не составит труда. Даже более того – освоение новых знаний включает резервные силы организма, которые у вас спят. А уж советов о том, как улучшить здоровье, в интернете не счесть!
Но самое главное – вы сможете беспрепятственно слушать лекции Юрия Бурлана. Прочитаете массу интересных статей на портале, посмотрите видеоролики с фрагментами тренингов, вы освоите новую реальность и почувствуете вкус к жизни.
Специальное обращение к взрослым детям
Заповедь «Почитай отца своего и мать свою» — это не просто библейская проповедь! Системно-векторная психология Юрия Бурлана показывает взаимосвязь поколений через общеизвестные понятия, которые у всех на слуху, но так до конца и нераскрыты.
Отношения родителей и детей имеют множество оттенков в диапазоне от ненависти к беззаветной любви.
В какой бы точке этого диапазона ни раскрылись наши взаимные чувства, мы всем сердцем оправдываем себя – в этом наша природа. Когда же нам плохо, мы обвиняем то, что вне нас: дети — родителей, родители — детей, правительство, соседей и т.д.
Только знание о том, какие мы на самом деле, какие свойства заложены в нас от рождения, откроет нам тайну нашей прожитой жизни. Ведь даже если эти свойства в силу непреодолимых обстоятельств не были раскрыты и использованы на благо, мы можем освободить наше подсознание от тягостных ощущений, называть которые просто не хочется!
Дорогие взрослые дети! Подарите вашим родителям, или бабушке с дедушкой ноутбук! Откройте для них ту реальность, в которой вы уже живёте.
И загляните на огонёк портала вместе с ними.
Бесплатные онлайн-лекции по системно-векторной психологии Юрия Бурлана помогут вам лучше понять ваших близких и сблизиться с ними.
Регистрируйтесь здесь.
Автор: Надежда Астахова, воспитатель, психолог и счастливая пенсионерка 65 лет
Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана
10 комментариев
Оксана Васильева
02.10.2016 в 05:12Надежда — какое наслаждение вы подарили! Острючий ум и неуёмная энергия — иным пятнадцатилетним такого не хватает — для получения знаний, умений и навыков проживания счастливой жизни. Спасибо вам!))))
Надежда Астахова
02.10.2016 в 13:33Оксана, спасибо за такой яркий отзыв! Сразу захотелось соответствовать!
Татьяна
02.10.2016 в 07:47Мне 46, а я поймала себя на мысли, что тоже живу по остаточному принципу. Экономлю, там где не надо экономить, остаюсь дома, когда надо идти. Жалею, оправдывают себя под предлогом «ну, мне же уже 46!» Спасибо, что написали свой возраст. Это вдохновляет.
Надежда Астахова
02.10.2016 в 13:27Татьяна, пока статья готовилась к выпуску, мне исполнилось 66. А 46 лет в наше время — это самый расцвет реализованной женщины. Так что, вперёд — к жизни! А жалость к себе лучше преобразовать в сочувствие к тем, кто слабее.
татьяна
22.04.2017 в 12:36МЫ с Вами ровесники ,я прошла тренинг с 54 гр.Сожелею ,что не знала СВП раньше. Я ЛЮБЛЮ ТЕБЯ ЖИЗНЬ !!!!!
Ирина
23.10.2016 в 21:47мне 58 лет и я всю жизнь жила по остаточному принципу. Пройдя тренинг по системно-векторной психологии Юрия Бурлана, стала жить, следуя принципам наслаждения. Никому от этого хуже не стало. А я с чистой совестью проявляю здоровый эгоизм, оставаясь при этом заботливой женой и матерью.
Надежда Астахова
23.10.2016 в 22:31Ирина, как же это здорово! Рада за вас! Чем больше будет таких результатов, тем больше счастья почувствуют дети и все наши родные.
Нина
09.12.2016 в 15:23Надя прочитала твою статью Мне очень понравился психоанализ пенсионного возраста Изложено просто класс!!!
Надежда Астахова
21.01.2017 в 23:46Спасибо, Нина!
Виолетта.
11.12.2018 в 16:47мне очень понравилась эта статья!!!Мне 76 лет я всю жизнь живу для сына,племянницы и других родичей. яприехала в Америку одна в 50 лет. перетащила сюда сына. А племянницу не удалось перетащить.у нее 2 сына. Теперь взрослые.она со мной не разговаривает больше.я не обижаюсь на нее. пока деньги посылала я была хорошая.Такова ЖИЗНЬ!Прочитав вашу статью, я много в своей жизне. поняла. Спасибо!