Индекс правды в коллективе
Компания провела анонимный опрос сотрудников, чтобы определить психологическую обстановку в коллективе. Цель — выявить проблемные точки и выработать план совершенствования и сплочения. Наименьший балл офис набрал в пункте: «Каждый здесь всегда говорит правду — неважно, приятная она или нет».
Собрали совещание, постановили: создать такую атмосферу в коллективе, чтобы не приходилось лгать. Первый шаг к абсолютной правде было решено сделать так — каждый сотрудник составляет для каждого коллеги карточку, где обозначает два пункта:
- мне в тебе нравится… (говорим о положительных профессиональных качествах коллеги),
- тебе стоит поработать над… (говорим о том, что человеку стоило бы в себе исправить для более эффективного выполнения своих обязанностей).
Приведет ли такая правда к улучшению отношений в коллективе или обострит их?
Психологические эксперименты опасны без точного понимания психики. С тренингом «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана не придется гадать, что для коллектива хорошо, а что губительно.
Где правда?
Наше ощущение другого напрямую зависит от того, насколько мы сами довольны жизнью. Если душа поет, хочется обнять даже случайного прохожего. Но такое восприятие реальности — редкость. Чаще мы чем-то не удовлетворены, чем-то обеспокоены, взволнованы, обижены. А когда душа раздражена, хочется гавкнуть на кого-нибудь, а тут — карточки «правды» как легальная возможность покритиковать другого.
Базово человек воспринимает другого с неприязнью. Наш предок только и мечтал стащить у соседа его кусок мамонта, потом — его каменный топор, а если совсем честно, то от голода порой невыносимо хотелось съесть и самого соседа. Но закон это запрещал и запрещает, и по сей день приходится искать компромиссы.
Если не понимать психическое устройство другого человека, то напряжение от неприязни снимается, только когда мы получаем от взаимодействия с ним то, что хотим, то есть когда удается использовать его. А значит, в пункте про то, что мне в нем нравится, я укажу те его качества, которые облегчают жизнь лично мне. А в пункт «надо бы поработать над собой» включу то, что не дает мне его «употребить», как я хочу. Такова наша эгоистическая природа, если мы ее не осознаем.
Делясь такой правдой, мы не заботимся о другом, хотя придумываем себе, что это поможет его развитию и эффективности общей работы. Мы лишь говорим о наших собственных желаниях без оглядки на пользу делу.
И получается примерно так:
Мне нравится Настя, наш офис-менеджер, она всегда приходит раньше всех, чтобы заранее включить всю технику, сварить кофе. Нам не приходится отвлекаться на бытовые вопросы в начале рабочего дня. Ее забота нам приятна.
А вот наш веб-разработчик какой-то высокомерный. Понятно, что он решает какие-то непонятные задачи виртуальной реальности, но с табличкой Excel мог бы помочь. Он-то в этом понимает, а я нет! Намекну ему в карточке на взаимопомощь в коллективе.
Мне нравится позитивная и открытая Аня, менеджер по работе с клиентами. Всегда улыбнется, спросит, как дела, угостит шоколадкой. С ней легко.
А вот начальнице в карточку как бы политкорректно написать, что уж очень бесит, когда, зная твою загруженность, тебе навешивают еще десяток срочных задач со словами: «Я понимаю, но это наш приоритет». Надо подумать, как это сказать, чтоб не уволили.
Еще надо как-то дать понять Машке, как много и как громко она говорит по телефону.
Катьке — что ее «ароматная» рыба на обед напрочь отбивает аппетит у коллег.
Мише — что надо чаще мыть голову.
Диане — что офис не подиум и не съемочная площадка.
Маринке — что уводить клиентов и лебезить перед начальством нечестно.
Томе — что не комильфо мурлыкать себе под нос песни, ожидая совещания, и улетать в облака, когда начальник задает вопрос.
Мы смотрим на окружающих через призму своего личного понимания «хорошо — плохо». И конечно, открытая девушка со зрительным вектором, не получая от молчуна-программиста помощь и эмоциональный отклик, недолюбливает его. Звуковик не переносит коллегу с оральным вектором, которая орет в телефонную трубку, не давая сосредоточиться на своих мыслях. Обладателям зрительного вектора, которые ценят красоту и приятные запахи, невдомек, как можно не следить за собой? А звуковикам часто наплевать на внешнее. Честным и бескорыстным обладателям анального вектора предприимчивые носители кожного, ориентированные на выгоду, кажутся беспринципными приспособленцами. Одного мутит от многозадачности, другого бесит в коллеге патологическая медлительность и нерешительность.
Дай нам волю, и мы бы всех «перепрограммировали» для выполнения наших личных запросов. Но люди имеют разный врожденный набор психических свойств. У всех есть свои «хочу». И если нет страха наказания и ограничения культурой, мы с упоением выразим свое мнение о том, как переделать другого под себя. Каждая индивидуальная правдочка столкнется с чьей-то, противоположной, и «полетят клочки по закоулочкам».
Какая правда нужна для эффективной работы коллектива?
Директора ищут виток для нового развития компаний на бизнес-форумах, советуются с коучами, отделы кадров проводят бесчисленные тестирования и анкетирования, а сотрудники все равно ведут себя непредсказуемо и не приносят компании значимых результатов. Желанная правда о людях все время ускользает. Эффективно сотрудничать, вести сплоченную команду к цели, не зная особенностей человеческой психики и точных законов взаимодействия людей, становится невозможно.
Поведение людей прогнозируемо после тренинга «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана, он дает причинно-следственное обоснование любому поступку, слову и даже намерению человека. Так, системно очевидно, что ощущают нехватку правды определенные люди, сами не способные врать. При этом они же наиболее болезненно относятся к критике. Если такой человек получит от каждого коллеги карточку с субъективной критикой в свой адрес, есть большой риск, что он не сможет больше чувствовать себя в коллективе в безопасности, обида будет мешать ему жить и работать. Мысли о мести сами собой будут появляться в уязвленном сознании. Вряд ли такой эффект работы над сплочением коллектива нужен руководству компании.
Если же человек узнает объективную правду о собственных врожденных бессознательных желаниях, он больше не пытается наполнить свои нехватки за счет других. А когда неприязнь к людям отступает, в нас появляется энергия для сотрудничества. А именно способность объединяться и вместе идти к цели, отдавая работе свои природные качества, делает коллектив сплоченной командой.
Подобрать сотрудников, горящих делом и способных его выполнять, распределить обязанности согласно природным качествам, создать работающую систему мотивации для каждого и добиться в коллективе атмосферы доверия без «карточек неприязни» позволит тренинг «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана.
Во многих коллективах естественное понимание другого уже приносит свои ежедневные результаты, в разы увеличивая производительность труда и удовольствие от работы.
«…Вообще сейчас при наборе сотрудников на первое место выходит их векторальная связка и уровень развитости вектора. Один и тот же кожный вектор может проявляться в одном человеке как стремление обмануть и хапнуть по-быстрому, в неразвитом состоянии. А в развитом — человек будет эффективным специалистом, стремительно принимающим решения и умеющим со всеми договориться. Это определение происходит как-то автоматически, не могу теперь не смотреть сотрудников через «рентген» системно-векторной психологии…»
Мы просто хотим быть счастливыми. Если не выходит, то обвиняем в этом других. И в таком состоянии это кажется непререкаемой правдой. Но человеческие отношения шире и интереснее взаимных претензий.
Автор Татьяна Кузьмина
Редактор Карина Кашапова
Корректор Наталья Коновалова
Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»
Добавить комментарий