Просмотров: 385

Что стоит за дипломом психолога? Отзыв преподавателя психологии

— А линейку и транспортир с собой носите? — задаю вопрос студентке-пятикурснице на экзамене. — А угол как вычислять будете? Больше ничего не хотите добавить к своему ответу?

Группа смеется, еще бы, такие нелепые и смешные вопросы. И они возникли неспроста.

Психологический факультет, экзамен, ответ отличницы:

«Психолог-консультант с учетом его собственного понимания сути проблемы и индивидуальности клиента формулирует рекомендации клиенту по оптимальному решению проблемы. Рекомендации должны быть краткими, простыми и понятными клиенту, а также практически выполнимыми в реальных условиях жизни клиента, с должным сознательным контролем с его стороны.

Для консультации необходимо наличие отдельного, изолированного, тихого помещения, куда не доносятся посторонние, отвлекающие внимание консультанта и клиента звуки, — такого, куда нет доступа посторонним лицам во время проведения консультации.

Также необходимо удобное размещение в этом помещении консультанта и клиента — лучше всего рядом друг с другом или напротив друг друга, под небольшим углом, на расстоянии от 60–70 см до 100–110 см. При этом ничего, кроме небольшого письменного столика, не должно находиться между консультантом и клиентом»

Слушаю поток этих правил, которые подаются мне довольно быстро и заученно. Еще бы, отвечает отличница, 5-й курс, факультет психологии, почти выпускница — через 3-4 месяца ей выдадут диплом и она пойдет применять свои знания на практике. Молодец, выучила все слово в слово, как в учебнике. Отвечает на «отлично», без запинок, ответ отскакивает от зубов.

— Нееет. В книге Немова «Основы психологического консультирования» так написано. И нас так учили… — Будущий психолог потупила глаза.

Психолог-консультант
Да, я их так учила. Но вопрос был в другом.

— Вот к вам приходит пациент с жалобами на апатию и бессмысленность жизни. Ваши действия? С чего начнете?

И у меня внутри все «переворачивается» от такого ответа. Волей-неволей возникают вопросы: «Неужели самое главное — выдержать расстояние в районе метра? Ведь пришел человек с серьезной проблемой, иногда в безысходности. Ему настолько плохо, что к нему можно подсесть ближе, взять за руку, а может, даже приобнять. Ведь главная задача психолога — помочь человеку избавиться от душевной боли, терзаний, лучше и глубже понять ситуацию, чтобы впредь она не повторялась!»

Студентке на беду продолжаю задавать вопросы:

— И вы в своей практике так будете поступать всегда?

Отличница-студентка утвердительно кивает.

— Хорошо. Представьте, вы сейчас, идя домой, увидели, к примеру, аварию, погиб человек, возле него кто-то из близких или родных, кто оказался рядом. Как вы думаете, эти люди нуждаются в поддержке психолога?

— Ну да…

— А как вы сможете качественно оказать консультацию, если ни линейки, ни транспортира у вас с собой нет? Вы же сами сказали — расстояние не менее 100–110 см, под небольшим углом… Или вы подойдете, раздадите визитки и скажете: «Позвоните, у меня есть тихое, изолированное помещение, я вам там окажу консультацию — тут не буду»?!

В ответ — улыбка, еще бы, я специально так утрирую и гиперболизирую, чтобы стала понятна абсурдность заученных фраз, если применять их в конкретной жизненной ситуации. Я продолжаю:

Факультет психологии

— Не думайте, я вас не «заваливаю», свою пятерку вы получите. Мне интересно, сможете ли вы помочь человеку в ситуации, когда у вас нет комфортабельного кабинета, нет письменного стола, а есть человек, и у него горе, страдание или другая серьезная проблема, и он обратился к вам. Поверьте мне, человеку, находящемуся в сильном стрессе, в условиях, когда душевная боль раздирает на куски, — ему все равно, 100 см между вами или 60, острый угол между вами или тупой, ему важно — чтобы психолог был «не тупой», чтобы мог помочь, подсказать, облегчить, снять эту боль, помочь преодолеть страдания!

— Ну да…

Хороший ответ… Без пяти минут психолог, без пяти минут специалист — знания обрывочные, чисто теоретические, никак не подкрепленные практикой. «И я сама их этому учила. Зачем себя обманывать? Ведь до недавнего времени я думала, что знаю свой предмет и учу правильно».

По сути, у студентов, как и у этой отличницы, даже нет понимания, что такое психика, как она работает, в чем особенности психики каждого отдельного человека. Только теперь, после стольких лет учебы, преподавательской деятельности, я понимаю, что студенты и мои коллеги-психологи не осознают даже, что представляет собой психология как наука, чем она занимается и что должен делать психолог.

Да что я говорю, разве это единичный пример? Все студенты потока, начиная с первого курса (ну, там даже малейших теоретических знаний пока нет) по пятый курс, не получают те знания, которые действительно необходимы!

Лирическое отступление, или Психологи-спихологи…

Виноваты ли студенты? Нет. Они стараются выучить все то, что им преподается. А вот к программам обучения и преподавателям — вопросы есть.

Дисциплины разбиты на несколько частей, которые читают разные преподаватели, и каждый читает по-своему. Больше половины преподавателей — «сухари», — люди, которые не имеют понятия о практической психологии как таковой, выбрали какое-то узкое направление и работают в нем, не соотнося знания с другими ответвлениями в психологии. А ведь мир не стоит на месте, наука развивается, в нее приходят новые знания, открывается новый взгляд на привычные вещи.

Психологическое образование

Даже если взять и на зубок выучить те дисциплины, которые преподаются, — общая картина не сложится. Дипломированный специалист порой сродни бабушке-гадалке, которая сквозь хрустальный шар пытается разглядеть будущее или гадает на кофейной гуще.

Да, конечно, выпускаемый специалист получает в руки и практические инструменты — диагностические методы: тесты, опросники. Однако большинство из них, опять же, не адаптированы под наши реалии, под наше общество и наших людей. Второе: даже получив результаты тестов, не всегда можно сказать о человеке все — каковы его желания, его основные жизненные приоритеты, его модели поведения, его «словарь», профессиональные навыки и др.

Недаром в народе диплом зачастую называют обидным словом «корочка», то есть фактически ничего больше не дающая «картонка-бумажка». Когда речь идет о сапожниках или швеях — это нормально; придя на производство, они могут легко испортить не одну пару обуви или кусков ткани, пока добьются положительного результата.

А если речь идет о психологах? Тех, кто должен разбираться в «святая святых» человека — его душе, его психике, его внутреннем мире. Кто может оценить эффективность труда — результаты? Кто «починит» сломанную душу, в которой покопался горе-специалист, мало что понимающий в работе психики?

Хуже всего то, что знания подают, не задумываясь об адаптации к нашей ментальности. Мы перенимаем опыт коллег с Запада и берем за основу странные правила. А ведь ментальные взгляды общества Запада и бывшего пространства СССР кардинально противоположны. Поэтому то, что работает там, не будет работать тут, и наоборот.

Это ли не абсурд — брать шаблоны и учить то, что применимо лишь в странах капиталистического мира? Зачем далеко ходить — взять, например, отрывок из учебника, который наизусть рассказала моя студентка. Про те самые 100 см. Это на Западе люди держатся на расстоянии друг от друга, соблюдают личное пространство. Но в нас это не заложено, мы вне правил и ограничений — нам важно прежде всего помочь и поддержать, прикоснуться к душе другого, проявить сострадание. Это и есть истинная психотерапия.

Системный психолог

Бог с ней, с линейкой

Ну ладно, что это я придираюсь к таким мелочам, ведь психотерапия — это прежде всего результат. Но есть ли устойчивые результаты у клиентов современных психологов? Да, у каждого в отдельности психолога есть какие-то личные успехи в работе — например, клиенты решают локальные вопросы, наступает кратковременное облегчение.

Но давайте начистоту — глобальные проблемы-то не решаются. Несмотря на громадное количество научной и практической литературы, большое количество психологов, множество разных психологических методик — количество психопатологий растет. Педофилия, шизофрения, депрессия — даже у детей. А суициды? Аутизм? Все эти слова уже мало кого удивляют, настолько привычными они стали для нас. Есть у академической психологии ответы на эти вопросы?

И я как психолог не понимала причину происходящего. А как педагог, который хочет учить и давать качественные знания будущим психологам, искала ответы на вопросы.

И я нашла. Психика человека теперь для меня не тайна. Ответы не могут быть фрагментарными и разовыми: одно вытекает из другого и вырисовывается в общую систему. Системно-векторная психология Юрия Бурлана — совершенное и самое актуальное знание о природе человека, передаваемое в формате онлайн-тренинга.

Системно-векторная психология Юрия Бурлана впервые раскрывает корни любого отклонения, любого страдания. Когда я проходила тренинг и увидела, как образуются все эти психопатологии, у меня на голове шевелились волосы — что мы, психологи, вообще делаем, чем занимаемся, чему учим? Мы же ничего не знаем и лезем в человеческую душу экспериментировать! Сколько честности понадобилось мне признаться себе в этом, и это стоило того — я нашла ответы, они дороже любых иллюзий.

Любой психолог, прошедший тренинг, станет понимать психику человека в полном объеме, будет разбираться в таких проблемах, как депрессия, причины суицида, все виды шизофрении. Понимать корни фобий, панических атак, анорексии, булимии. Не говоря уже о том, что будет разбираться в основных причинах проявления психосоматических болезней. И Бог с ними, с этими 110 см и прочими условиями консультирования! Главное — читать душу пациента как открытую книгу и помочь ему, исходя из особенностей его психики.
 

 


«…Тренинговую работу я начала 15 лет назад, это то, что меня всегда вдохновляло, но мне не хватало концептуальной основы, опоры на базу, которая бы объясняла психические особенности человека. Не хватало системного знания, объединяющего интуитивные наработки, опыт, практические приемы работы в единую картину.

После тренинга по системно-векторной психологии Юрия Бурлана произошло столько изменений в моей работе — один тренинг и такие фантастические результаты, о которых я могла только мечтать!

1. Психические особенности людей выстроились в четкую систему. Я приобрела реальный и адекватный способ взаимодействия с моими клиентами, которые также поражаются позитивным изменениям в их жизни.

2. Открыла для себя природу различных психических отклонений, неадекватного поведения, психических расстройств, эмоциональных особенностей и т.д.»

Маргарита Г.,
практический психолог, педагог
групповой психотерапевт


«…Гештальт-терапия, арт-терапия, телесная терапия, экзистенциальная терапия и многие другие направления в психологическом консультировании не давали исчерпывающих ответов на вопросы, почему у человека возникает та или иная проблема, где ее истоки. Не могу сказать, что все тренинги были бесполезны, но по эффективности их можно сравнить с лечебными компрессами — становится легче, но через какое-то время симптомы возвращаются…

Множество направлений в психологии сейчас напоминает мнения слепых мудрецов, которым дали пощупать слона с разных сторон и сделать вывод, что собой представляет слон. Системно-векторная психология дает объемное и глубинное знание о человеке и обществе. Она не отменяет ни одно из направлений в психологии, но позволяет увидеть основания, критерии и границы их применения…»

Татьяна С.,
педагог, психолог

А теперь интрига — онлайн-тренинг по системно-векторной психологии Юрия Бурлана доступен всем! Независимо от образования и навыков, местоположения, гражданства, разреза глаз и цвета кожи. Значит, любой человек может пройти тренинг, понимать человеческую душу (природу психики), знать все особенности взаимодействия с людьми, и не только.

Секреты и тайны откроются всем, кто зарегистрируется на бесплатные онлайн-лекции. Регистрация здесь.

Автор Марина, преподаватель психологии

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана

3 комментария

  1. Анна Афанасова

    Сегодня психологией не интересуется только самый ленивый.. На каждого человека найдётся психолог и не один..Только получить вразумительный результат вряд ли получится ..Сегодня мир так стремительно меняется, уровень психики растёт, а психология академическая так и осталась в прошлом веке .. Это все равно , что лечить сегодня больного кровопусканием .. Спасибо автору за осознание и смелость..

  2. Анна

    И что, зачем препод лютовал то над бедной студенткой? Ожидал, что она щас каким-то чудом расскажет про звуковой вектор?

    • Марина

      Анна, действительно, чего лютовать? Вот выйдет на работу, сегодня студентка-пятикурсница, а завтра — специалист. Там и потренируется))) Да? Я всегда думала, что роль преподавателя — показать студентам, где суть, в чем важность, сместить акценты в нужную сторону. Если человек с умным видом рассуждает о том, что самое главное в консультировании выдержать 70 см между психологом и клиентом — это не повод задуматься? Пусть в такой смешливой, мягкой форме, но будет понятна абсурдность утверждений.
      Это кстати еще и вопрос к тому, что многие учебники настолько морально устарели — были написаны еще до эпохи «всемирной паутины» и даже не подразумевают онлайн-форму работы. А ведь сегодня она выходит на первый план.
      Вряд ли конечно, студентка рассказала бы про звуковой вектор, но если бы прошла тренинг Юрия Бурлана — то понимания о психике и том, как с ней работать было бы намного больше! Да и у преподавателя не было бы таких вопросов)))

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

О проекте

SVP Journal – портал независимых экспертов, психологов и системно мыслящих людей, которым есть, что сказать. Единственный новостной сайт, который освещает события на базе знания психики человека. Каждая статья написана по материалам тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

SVP Journal – это проект, позволяющий осознать реальность заново.

Случайная новость