Просмотров: 912

Семейный кинозал. Унесенные призраками (Spirited Away)

Непредсказуемые повороты сюжета, леденящие кровь превращения, отвратительные картины человеческой жадности и в то же время вечные истины о силе сострадания и любви — все это в мультипликационном фильме «Унесенные призраками» японского режиссера Хаяо Миядзаки.

Он вышел на экраны в 2001 году. Его высоко оценили на ведущих кинематографических фестивалях. В 2003 году он получил «Оскар» в номинации «Лучшие анимационные представления». А в Гонконге его признали «Лучшим азиатским фильмом». В самой Японии он собрал около 274 млн долларов от просмотров, став самым успешным фильмом в истории.

фото Семейный кинозал. Унесенные призраками (Spirited Away)

Это полнометражный мультфильм, который можно смотреть детям примерно с 10 лет вместе с родителями. Деткам со зрительным вектором более раннего возраста его лучше не показывать. Но об этом чуть позже.

После просмотра есть, что обсудить с ребенком, расспросить, что он понял, разобрать те уроки, которые преподносит история, рассказанная японскими сказочниками. Лучше, если родитель обладает системным мышлением. Тогда мультфильм становится хорошей иллюстрацией того, как устроен человек, каковы мотивы его поступков, что главное в его жизни.

Но прежде чем обратимся к системному разбору фильма, все же советую сначала посмотреть его, чтобы не потерять удовольствие от непредсказуемости сюжета. Каждый эпизод в мультфильме —тайна, которую, конечно же, хочется раскрыть самому.

В двух словах о сюжете

Десятилетняя девочка Тихиро едет вместе со своими родителями в новый дом. Впереди — неизвестность: новая школа, новые друзья. Решив срезать путь, отец сворачивает на сельскую дорогу, которая упирается в заброшенное здание, вход в которое является порталом перехода в мир духов. Но семья этого пока не знает.

По ту сторону туннеля они находят заброшенный город. В городе — ни души, но открыт ресторан, полный вкусной, свежей и ароматной еды. Заходи и ешь все, что хочешь. Родители жадно набрасываются на еду, разрывая мясо руками, поглощая еды все больше и больше. Дочь отказывается есть и идет прогуляться. Когда же она возвращается, то обнаруживает, что родители превратились в свиней.

С этого момента жизнь Тихиро превращается в череду зловещих приключений, из которых она выходит победительницей.

Что могут понять маленькие

Начало сказки даже для взрослого человека довольно пугающе — превращение людей в отвратительных свиней, исчезающие, полупрозрачные тени на улицах города, человек-паук, злобная непредсказуемая ведьма Юбаба с длинным крючковатым носом, похожая на нашу Бабу Ягу — все это наводит ужас на героиню фильма… и на зрителей тоже.

Вот почему «Унесенные призраками» лучше не смотреть впечатлительным деткам со зрительным вектором младше 10 лет. Незнакомые с мифологией и особым символизмом японской культуры, они могут вынести неверный опыт из просмотра, надолго застряв в страхах. Если ребенок сильно пугается в начале мультфильма, просмотр лучше отложить, пока он подрастет.

Однако на деле все не так уж страшно. Человек-паук оказывается добрейшим старичком Камадзи, волшебница Юбаба — ушлой, но справедливой предпринимательницей, владелицей местных бань и ресторанов, а один из безликих духов становится лучшим другом Тихиро.

фото Что могут понять маленькие

Девочка — воплощенный образ ребенка со зрительным вектором. Маленький зрительник рождается с разнообразными страхами, потому что страх — это корень любой эмоции. А эмоций у зрительника через край. В процессе воспитания страх должен поменять направленность с себя на других, превратившись в любовь и сострадание. У Тихиро это происходит под давлением обстоятельств.

Поначалу она всего боится — высоты, пауков, непонятных существ, которые встречаются на пути. Но трудности делают ее стойкой, отзывчивой, мудрой и бесконечно смелой. Показана именно та правильная трансформация, которая должна случиться со зрительником, — из страха в бесстрашие, через любовь к родителям, к заколдованному духу реки, мальчику Хаку, ее ангелу-хранителю в мире духов. Сначала он спасает ее, подсказав устроиться на работу в баню Юбабы. А потом она спасает ему жизнь и помогает вспомнить свое забытое имя.

Тихиро хочет вырваться обратно в мир людей, вернуть человеческий облик родителям, но по пути спасает души многих из своего окружения. Полезный урок, который могут вынести дети из этой истории: любовь — это сила, способная преодолевать многие препятствия. Любовь всегда побеждает.

Любовь — это смысл жизни зрительника и вектор его развития.

Что могут понять взрослые

Однако это не единственные важные мысли, заложенные в фильме. Это то, что лежит на поверхности. Глубже интересно смотреть с пониманием японского менталитета — кожного с особой звуковой надстройкой, которая сформировалась за годы изоляции от всего остального мира.

С одной стороны, звуковая сосредоточенность на себе способствует презрительному отношению ко всему материальному, к жадности и неуемному потреблению. С другой, японцы помешаны на экологии и здоровом образе жизни, так как это одна из основных ценностей кожного вектора. Эти приоритеты очень ярко показаны через историю с другим духом реки, который пришел помыться в баню.

От него шло такое зловоние, что никто не решался не то что дотронуться, но даже приблизиться к нему. Он впитал в себя всю грязь водоема. Его состояние показывает наше отношение к природе.

Конечно, отмывать его пришлось Тихиро, так как ее уделом была самая грязная и тяжелая работа. Но потом пришлось подключиться и всем посетителям бани, так как это был «выгодный клиент». Мало того, что тонны грязи залили всю баню, из тела духа совместными усилиями вытащили горы хлама: старый велосипед, ржавые конструкции, металлические баки, словом, — весь тот мусор, который веками хранится на дне реки.

И какое же облегчение испытали все и сам дух, когда эта грязь вышла из него. В благодарность он подарил Тихиро волшебный пирожок.

фото Что могут понять взрослые

Несмотря на то что мы живем в кожную фазу развития, в обществе потребления, создатели мультфильма, явные обладатели звукового вектора, прошлись по теме избыточного потребления. Многочисленные сцены жадного поглощения еды, драки из-за золота отражают отношение звуковика к материальному — все это отвратительно и «превращает человека в свинью».

Как противны люди, превратившиеся в хрюкающих животных, огромный откормленный младенец, сын Юбабы, постоянно жующий шоколад и печенье, Безликий дух, брызжущий слюной и пожирающий все вокруг! И апогей этого безобразия — сцена, когда Тихиро дает Безликому волшебный пирожок, подаренный ей духом реки, и Безликий изрыгает, исторгает из всех своих отверстий всю съеденную им пищу и духов, которых он проглотил и голосами которых разговаривал.

Все это настолько омерзительно, что, кажется, создатели добились своей цели — вызвали стойкое неприятие жадности и потребительства. Когда искусство уже не справляется своими обычными культурными методами, приходится прибегать к шокирующим образам, которые потом долго не отпускают. Этот же прием используется в фильмах «Омерзительная восьмерка» Квентина Тарантино, «Иди и смотри» Элема Климова.

Тихиро разительно отличается от обитателей царства духов своим бескорыстием и отсутствием жадности. За все то время, что провела в мире духов, она, поглощенная своими добрыми делами, почти ничего не ест. Ей некогда думать о себе. Надо спасать страждущих. Она отказывается от золота, которое предлагает ей Безликий дух. И в результате приобретает многое — верных друзей, счастливое возращение в мир людей.

Почему получился шедевр

Наличие звукового вектора у создателей придает художественным произведениям особую глубину и многогранность. Здесь это проявилось не только в глубоких смыслах, заложенных в мультфильме, но и в подборе музыки. Музыка по-настоящему прекрасна. Она исцеляет душу, дает надежду на счастливое будущее. Это совсем не детская музыка и будоражит по-взрослому.

Человека со зрительным вектором привлекут филигранно выписанные эмоции. Создатели фильма бережно проводят нас через все грани чувств. Так трогательно показана Тихиро с ее детскими страхами и беспомощностью. Мы сопереживаем ей всей душой. Потом мы вместе боимся и морщимся от отвращения, а потом в душе появляется великая сила любви.

В конце, когда семья садится снова в машину и мама говорит, что впереди Тихиро ждет новая школа, она отвечает: «Я с этим справлюсь». Что новая школа по сравнению с тем, что пришлось пережить девочке? Теперь в ней живет всепобеждающая сила любви, с которой ничего не страшно.

Автор Марина Алексеева
Корректор Валерия Старкова

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»

5/5 - (5 голосов)

2 комментария

  1. Виктория

    Потрясающая статья. Сразу же появилось желания посмотреть этот мультфильм

    Буду рекомендовать его смотреть родителям и детям

  2. Татьяна Кунигель

    Статья прекрасная! Точное определение мультфильма — каждый эпизод тайна, а статья только усиливает желание посмотреть или пересмотреть этот удивительный мультфильм. спасибо!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

О проекте

SVP Journal – портал независимых экспертов, психологов и системно мыслящих людей, которым есть, что сказать. Единственный новостной сайт, который освещает события на базе знания психики человека. Каждая статья написана по материалам тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

SVP Journal – это проект, позволяющий осознать реальность заново.

Случайная новость

HTML Snippets Powered By : XYZScripts.com