Просмотров: 509

Открой свой футляр

В далеком 19-м веке Антон Павлович Чехов написал «Маленькую трилогию» о футлярных людях: «Человек в футляре», «Крыжовник» и «О любви». Эти рассказы в наше время являются классической литературой и входят в обязательную школьную программу. Что же в них такого особенного и почему тема «футлярности» актуальна во все времена? Писатель раскрывает это понятие с трех сторон, с точки зрения трех векторов: кожного, анального и зрительного, — узнать о которых можно на тренинге «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана.

Кожный человек, каким его и изобразил А. П. Чехов, скрытен, рационален и во всем придерживается правил. А главное, он совершенно искренне любит всех ограничивать! Беликов, главный герой произведения «Человек в футляре», скован, внешне и внутренне, и заключает окружающих в жесткие рамки запретов. Люди испытывают к нему неприязнь, а он отвечает взаимностью. Такова кожная видовая роль: контроль, запрет, табу. Но все это у развитого кожника имеет разумные пределы: законы, которые он создает, сдерживают ненависть между людьми.

фото Открой свой футляр

Бывает так, что обладатель этого вектора не адаптирован к окружающей среде. Тогда он вынужден ухватиться за правило ради успокоения психики, что может вредить ему и окружающим. Собственные нехватки становятся для такого человека футляром и мешают увидеть интересы других людей — например, он вряд ли сможет учесть свойства своего антипода — анального вектора.

В определенном состоянии его обладатели могут мечтать о спокойной жизни где-нибудь в селе, на природе — это их идеальный ландшафт. Они консервативны, иногда медлительны, бережливы, как Николай Иванович из рассказа «Крыжовник». Он преследовал в своей жизни одну-единственную цель: купить усадьбу с прудиком и садом крыжовника. Николай долго и упорно, как и подобает анальному человеку, трудился, и все же денег явно не хватало. Тогда он женился на богатой старой вдове, которая, как пишет А. П. Чехов, вскоре умерла от недоедания, потому что ее новый муж, обладатель неразвитого кожного вектора, экономил на всем, лишь бы добиться своего.

И на склоне лет его мечта стала реальностью: новоиспеченный дворянин перебрался в прекрасное поместье и наслаждался жизнью, но брат-зрительник, однажды заехавший к нему в гости, отметил, что счастливому человеку свойственно забывать о чужом горе, как будто все вокруг довольны так же, как и он. Еще недавно Николай Иванович жил впроголодь и, разумеется, на других внимания не обращал — у него были свои проблемы, но теперь ситуация обратилась в противоположность, только одно осталось неизменным: человеку нет дела до окружающих.

Выходит, футляр остается и в горе, и в радости. Так возможно ли его снять?

В рассказе «О любви» А. П. Чехов приводит в пример зрительного человека. Эмоциональные, сопереживающие — такие люди не мыслят жизни без любви, если свойства вектора развиты. Но очароваться замужней дамой в 19-м веке — не лучший случай, не правда ли? Герой рассказа, Алехин, обладатель честного и верного анального вектора, так и считает. Это заставляет его скрывать свои чувства, пусть даже он может рассчитывать на взаимность. Вступает в права страх быть отвергнутым — так плохие состояния и отсутствие реализации не дают человеку наполнить себя и зацикливают на проживании нехваток. Вроде бы есть шанс и желание выйти наружу через сопереживание другому, но плохое состояние тянет назад. Как же быть?

фото Человек в футляре

Стремимся ли наполнить или подавляем желания, мешает ли нам что-либо, или можно спокойно достичь цели, нас сковывают бессознательные стереотипы, часто переносимые на остальных: с помощью окружающих мы, так или иначе, лишь стараемся погасить свои нехватки. Постоянно сталкиваясь с чужими желаниями в попытках удовлетвориться, люди страдают еще больше, ведь каждый хочет одного и того же: получить все за чужой счет. Даже если человек влюблен в кого-то, нужно, чтобы его любили в ответ, а высокие чувства признало общество.

Причина футлярности — желания, направленные внутрь самого себя. Но сила чего-то хотеть — это сила оживляющая, движущая людьми и управляющая миром, что в кожной фазе потребления наблюдается особенно явно: «Мы ничего не должны друг другу, пусть каждый добивается всего сам». Многие так думают, но, к сожалению или к счастью, это невозможно, ведь подсознание верит, что все вокруг должны нам, и от такого ощущения непросто избавиться, но можно изменить на противоположное, прикладывая усилия.

Каким бы вектором ни обладал человек, он заключен в футляр вечного противоречия между ним и окружающей природой, но у обладателей звукового вектора, которых не упомянул писатель, сознание самое большое, а врожденный эгоцентризм вводит их в заблуждение и заставляет считать себя то гением, то бездарностью, хотя на самом деле зачастую не верно ни первое, ни второе. Мир вечно вращается вокруг них, и ничего другого не существует, только «Я» один. Звуковой вектор — самый прочный и плотный футляр: сквозь него не видно ни денег, ни власти, и, бывает, обладатели этого вектора отказываются даже от знаний. Он единственный из всех векторов, что принуждает человека к раскрытию самого себя. Правда, звуковику зачастую непонятно, что на самом деле имеется в виду не раздувание собственного сознания, а путь изнутри куда-то наружу.

Как же вывернуть себя наизнанку, изменить вектор с использования мира для себя на… использование себя для мира?

Только вместе можно справиться с собственным «Я», ведь в приоритете целого над частным заложена та самая противодействующая сила. Используя желания для работы на благо гармоничного общечеловеческого организма, мы постепенно вылезаем из коробки и смотрим на мир новым взглядом, с объективной стороны коллективной психики, нехватки которой можем заполнить. И все, что нужно для этого, — сместить центр внутренней Вселенной.

фото Маленька трилогия

В первую очередь важно понять, что же хотят другие люди и чего желаю я. Тренинг «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана дает раскрытие бессознательного, где прячутся наши желания. А дальше? Когда мечты других людей понимаешь за минуту разговора, есть и возможность помочь их осуществить.

Запросы, которые нужно наполнить, на самом деле в точности соответствуют нашим желаниям и способностям, в которых нет ни единого изъяна. И когда появляется причина оставить самого себя — ведь дальше наслаждаться невозможно, поскольку это лишь вызывает новые страдания, — мы наконец получаем драгоценную возможность реализовать свой потенциал в правильном русле: вовне, для других людей. Они хотят того же, что и «Я», и одновременно — противоположного: желают это у «Меня» отнять.

Как только противоречие устраняется новой целью наполнить чужие нехватки, на его месте появляется понимание и настоящая поддержка вместо сотрудничества — древнего механизма. Принцип его работы прост: каждый получает то, что хочет, но для этого вынужден сначала опустошиться, чтобы появилось «свободное пространство», а тот объем, который вытолкнул один, переходит к другому, проделавшему то же самое, но никто не приобретает ничего нового в результате «взаимовыгодного» обмена.

Напротив, изменение направления желания равно приобретению всех тех, кого заполнил, в кого вложил душу, и в итоге получается нечто большее, чем «Я», — то, что расположено за пределами футляра.

Автор София Улантикова
Корректор Александр Добряк

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»

Rate this post

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

О проекте

SVP Journal – портал независимых экспертов, психологов и системно мыслящих людей, которым есть, что сказать. Единственный новостной сайт, который освещает события на базе знания психики человека. Каждая статья написана по материалам тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

SVP Journal – это проект, позволяющий осознать реальность заново.

Случайная новость

  • 5 комментариев
    «Моди»: от презрения к счастью

    Если кажется, что жизнь не сулит тебе счастья, создай его сама. Именно так поступила героиня фильма «Моди», снятого на основе биографии канадской художницы Мод Льюис. Несмотря на все трудности, выпавшие на долю этой маленькой скромной женщины со скрюченным из-за болезни […]

    Больше...
HTML Snippets Powered By : XYZScripts.com