Неописуемый гений скрипки. К 70-летию Владимира Спивакова
Он появился – лёгкий, невесомый, совсем не похожий на дирижёра классического оркестра. Он был похож на Моцарта, каким мы его себе представляем. С тех пор он мало изменился, разве что волосы стали седыми. И цифра 70 совсем не ассоциируется с именем создателя оркестра «Виртуозы Москвы» Владимиром Теодоровичем Спиваковым.
Сегодня Владимиру Теодоровичу исполняется 70!
Юбилей Владимира Спивакова. Рождённый под звуки музыки
Первыми музыкальными впечатлениями Владимира Спивакова была игра матери на фортепьяно. Мать, Екатерина Вайнтрауб, окончила Ленинградскую консерваторию и всю жизнь концертировала. С шести лет мальчик учился на скрипке у Б.Э. Крюгера, затем поступил в музыкальную школу при Ленинградской консерватории. Уже в начале своей карьеры он стал лауреатом нескольких престижных Международных конкурсов скрипачей.
Легендарный Давид Ойстрах, называя Владимира Спивакова лучшим представителем советского исполнительского искусства, говорит: «Его игру характеризует тонкое и глубокое понимание стиля исполняемых произведений, благородный вкус, безупречное виртуозное мастерство, яркий художественный темперамент».
Владимир Спиваков является ярким представителем высокоразвитой и реализованной связки кожного и звукового векторов. Кожа – это ритм, звук – это вибрации. Вместе они дают безупречное звучание скрипки.
Классическая музыка помогает звуковику выходить наружу, не замыкаться внутри себя, используя гармоничные вибрации, которые благотворно влияют на его развитие в детстве.
Кожный вектор вместе с мышечным отвечает ещё и за хорошую физическую форму скрипача. В целях самозащиты Владимир Спиваков начал заниматься боксом, получив впоследствии 2-й разряд. И до сих пор находится в прекрасной физической форме, которая помогает выдерживать сильнейшие физические нагрузки сверхнапряжённой жизни музыканта.
О наличие зрительного вектора нам говорит увлечение живописью. Вольнослушателем Владимир Спиваков посещал школу живописи при Ленинградской академии художеств. Живя в Москве в интернате, организовывал для младших школьников экскурсии в Третьяковскую галерею с собственными пояснениями. Но занятия живописью отнимали немало времени, и преподавателям пришлось настоять на том, чтобы Владимир Спиваков оставил живопись и окончательно избрал своей профессией музыку.
Владимир Спиваков. Создавая «Виртуозов», виртуозом становясь
Став признанным скрипачом-солистом, Владимир Спиваков выступает с Государственным камерным оркестром, в различных камерных составах: струнном квартете, трио, дуэтах, преподаёт в институте им. Гнесиных. Затем он осваивает профессию дирижёра и в 1979 году создаёт знаменитый камерный оркестр «Виртуозы Москвы».
Начинающий дирижер замыслил свой оркестр как состав баснословных виртуозов и отбирал только лауреатов конкурсов, учеников Янкелевича, Ойстраха, Ростроповича. Не менее важным считал и наличие хороших человеческих качеств. Кроме того, оркестр составлялся только мужским, не привязанным к дому и детям.
Среди творческих установок руководителя «Виртуозов» – и серьезность, благородство камерной музыки, и ее доступность, и желание помогать молодым талантам, предоставляя первоклассный аккомпанемент для их сольных выступлений. Диапазон музыкальных стилей охватил эпохи от ХVII до ХХ веков, страны – Европы и Америки, жанры – от церковного до развлекательного.
В сценическом поведении были отработаны определенные манеры, вносящие налет театрализации. Спецификой репертуара «Виртуозов Москвы» являлось то, что Владимир Спиваков в качестве «бисов» стал вводить нечто остроумно-развлекательное, заставляющее публику весело оживляться. Музыканты не только играли на инструментах, но и пели.
«Виртуозы Москвы» поражали количеством выступлений – до 120 в год, в разных странах мира, но больше всего в своей стране. Оркестр выполнял мощную роль в культуре: приобщал к классической музыке сотни тысяч людей, до того с ней не соприкасавшихся.
В тяжёлые для музыкантов годы перестройки Владимир Спиваков был вынужден перевезти свой оркестр в Испанию. Но, так и не прижившись на Западе, он и больше половины состава «Виртуозов» в 1997 году вернулись в Москву.
И здесь Владимир Спиваков со временем получает необозримые возможности для реализации своих выдающихся музыкальных и деловых талантов. Весной 2003 года он становится президентом Московского международного дома музыки, где нашли приют три его кровных детища: камерный оркестр «Виртуозы Москвы», симфонический Национальный филармонический оркестр России и Международный благотворительный фонд Владимира Спивакова. Ни один другой крупный музыкант России не имеет таких богатых «владений».
Международный благотворительный фонд Владимира Спивакова
Зрительный вектор в развитом и реализованном состоянии – это вектор сострадательный. Чужую боль чувствуя, как свою, зрительники выносят свои страхи наружу и создают благотворительные фонды, ухаживают за престарелыми людьми, патронируют детские дома.
Руководитель «Виртуозов Москвы», у которого «вначале было сердце», кто готов был «плакать с плачущими», всегда обладал повышенной чувствительностью к людским бедам и немедленно являлся на помощь.
Актом самопожертвования и грандиозного мужества стал выезд Владимира Спивакова и его оркестра в Киев через несколько дней после взрыва атомного реактора в Чернобыле. «Виртуозы Москвы» оказались единственным составом, приехавшим на «Киевскую весну» 1986 года. «Когда мы вышли на сцену зала филармонии, – вспоминал Владимир Спиваков, – эти минуты навсегда останутся в моей памяти. В зале стояли люди и плакали. Половина из них – ликвидаторы, больные, по сути, люди. Музыканты на сцене тоже плакали. После концерта к нам подходили люди, многие из которых впервые в жизни слушали живьем классическую музыку, и со слезами на глазах благодарили. Вот это то, что связывает всех нас больше, чем любые речи, тосты, застолье».
После катастрофического землетрясения 1988 года в Спитаке для поездки в Ленинакан (спустя три месяца) Спиваков составил композицию Реквиема из стихов А.Ахматовой в исполнении А. Демидовой и музыки Д. Шостаковича.
С упомянутой Камерной симфонией Д. Шостаковича Владимир Спиваков производил глубокое впечатление и за границей. Так, в 1988 году в Хиросиме после ее звучания две с половиной тысячи человек поднялись и стояли несколько минут в полном молчании. На концерте в Дахау, где был известный концлагерь, в зале даже мужчины плакали, и музыканты сидели со слезами на глазах.
Сегодня Фонд Владимира Спивакова приобрел масштаб, не имеющий себе равных: 3500 детей получили помощь, организовано 2500 концертов, проведено 300 художественных выставок, 625 человек стали стипендиатами фонда, 90 из которых – лауреатами международных конкурсов и фестивалей, подарен 221 музыкальный инструмент, оказано содействие в проведении 44 хирургических операций. Некоторые стипендиаты фонда приобрели мировую известность.
Высокоразвитый кожный вектор позволяет Владимиру Спивакову организовывать свою жизнь так, чтобы успевать многое. Пресса, уделявшая неизменное внимание всем видам творческой деятельности артиста, сделала вывод, что Владимир Спиваков успевает делать больше, чем способна обычная психофизика. А сам артист сослался на фразу дирижера З.Меты: «Я отдыхаю в Adagio Восьмой симфонии Брукнера…»
Владимир Теодорович Спиваков – Народный артист СССР, Народный артист РСФСР, Лауреат Государственной премии СССР, премии Ленинского комсомола, почётный профессор МГУ. Награждён орденами «За заслуги перед Отечеством», Дружбы. Муж и отец. И прочая, прочая, прочая.
Обласкан судьбой и реализован как музыкант и общественный деятель. Но всё это через великий ежедневный каторжный труд. Считает себя счастливым человеком.
«Счастливым человеком я себя считаю. Потому что у меня есть музыка. Это мир, в который я могу уйти в любой момент от любых жизненных невзгод».
Поздравляя Владимира Теодоровича с юбилеем, мы может только восхищаться красотой высокоразвитого человека, сумевшего реализовать свои врождённые свойства на благо общества.
Статья написана с использованием материалов тренинга по системно-векторной психологии Юрия Бурлана
Автор: Наталья Власова
1 комментарий
Галина Некрасова
12.09.2014 в 18:07Спасибо за статью о Спивакове. К своему стыду многое о нём узнала впервые, но он всегда восхищал. Преклоняюсь перед его талантом и огромным сердцем. Для мужчины такая редкость столь развитый зрительный вектор. Это по настоящему прекрасно.