Просмотров: 112

Ребенок и компьютер. Как противостоять компьютерной зависимости

Виртуальная реальность — это мир, который с каждым днем становится все более обыденным для нас. Мир, куда постепенно перебирается теоретическая часть обучения, который уже поглощает большую часть нашего досуга: общение, игры, фильмы, концерты… Современный мир привыкает к новой реальности, которая однажды станет неотъемлемой частью нашей жизни. Человечество все больше погружается в пространство компьютерных технологий.

Именно технологий, которые являются средством для улучшения нашей жизни, необходимым и интересным инструментом технологического развития и обучения. Новые поколения будут расти в окружении роботов и компьютерных новшеств. Что же пугает нас, родителей, в этой неотвратимой перспективе?

фото Ребенок и компьютер

Инструмент или смысл?

Наш страх как родителей перед виртуальной реальностью объясним. Друзья, соседи, СМИ рассказывают о том, как много детей и подростков увлечены и поглощены компьютерным миром. И мы волнуемся за своих детей — за их здоровье, учебу, отношения и поведение. Жалуемся, что из-за долгого сидения за компьютером у детей ухудшается осанка, пропадает желание учиться, вживую контактировать, они не слушаются нас.

Мы замечаем, что для детей компьютер не просто ручка, которая помогает письменно высказаться, не просто телефон, чтобы позвать друзей на улицу, не библиотека, где поиск информации может занять несколько часов, а то и дней. Для детей виртуальный мир становится «конфеткой», удовольствием, затягивающим ребенка сладким вкусом новых быстрых впечатлений, общения, знаний.

Мы грустим, что наши дети мало читают, не чувствуют вкус свободы воображения, мало общаются вживую, предпочитая экранное изображение.

Мы забываем, что, помимо развития мышления и интеллекта, необходимо развитие здоровой чувственности, как одной из основ умения человека приспособиться, выжить, сотрудничать с другими, найти свою дорогу в этом мире. И это задача родителей, а не компьютерного мира.

И пусть весь мир подождет…

Мы держим константу: наши деды так жили и выжили, отцы так жили и выжили и мы так делаем. Повторяем из поколения в поколение традиции и обычаи, возможно и замечая, что они устарели, но с трудом внося изменения.

«Вот у меня не было компьютера, когда рос». Или: «Мне разрешали вот столько сидеть за компьютером».

Мы думаем, что если старше, выше, толще, то имеем право навязывать свое абсолютное мнение, а дети должны все это исполнять.

Детям не интересна та жизнь, которая не является для них примером, где к ним не прислушиваются, где от скучных и унылых родителей некуда уйти — только к экрану компьютера. Они и уходят. Искать то, чего не получают.

Уходят туда, где они получают удовольствие. Уже трехлетний малыш будет вырывать из рук матери телефон, чтобы посмотреть машинки. Там же они яркие, красивые, и все, что нужно, — это пальчиком дотрагиваться до экрана или щелкать мышкой.

С трехлетним ребенком родители справятся. А с теми, кто постарше, уже сложнее. Подросток вовсю сопротивляется контролю и попадает под обстрел нашего недоверия и комментариев. «А что ты смотришь? Это же ерунда. Посмотрел бы лучше это…» Одни огрызаются в ответ, другие прикидываются овощем, чтобы родители поменьше приставали и не лезли в душу.

Варианты воздействия у нас ограничены — разрешить (под контролем), разрешить (без контроля) или запретить.

изображение Новая реальность или зависимость

Ломать — не строить. Запрещать — не придумывать

Мы любим наших детей. Однако очень часто наша любовь проявляется в запретах. Хотим проявить свою любовь к ребенку — купим компьютер или крутой телефон.

— Нет, слишком много сидит в телефоне.

Хотим проявить свою любовь к ребенку — заберем компьютер или телефон.

— Нет, не разрешаем. Ограничиваем. Два часа в день. Ставим пароль.

Родители, бывает, упрощают свою жизнь, ведь придумать интересный досуг для детей — это тоже работа. Работа чувствования и понимания. Что понравится конкретно моему ребенку, что любит, чем интересуется? А может, проще — игровая комната с чужой, но веселой тетей?..

Мы любим наших детей, но любовь не в силах компенсировать недостаток уважения. Уважение к ребенку довольно часто — как черная икра. Дефицитный товар. Куда уж проще кормить кабачковой. Она тоже полезная, а еще и недорогая. И мы, как родители, кормим детей тем, что сами считаем полезным.

Не надо никого перекармливать ни запретом, ни любовью, ни икрой

Нужно создать условия для того, что хотят дети, придумать и создать мир, который их интересует. Мир, в котором они могут что-то выбирать, менять, ведь им этого хочется.

Если они не могут этого в реальности, они уйдут в виртуальность, туда, где смогут менять мир, где гораздо интереснее, чем среди бетона, стекла и унылых, разучившихся удивляться родителей.

Если между родителями и детьми понимания — ноль, то зачем родителей слушать? Авторитет родителей не зависит от ценных подарков или навязанных советов. Он будет, если дети чувствуют и видят, что родители разбираются в том, что волнует их, они полезны, они знают, что надо делать. Детям нужны от родителей ориентиры, знания, как выживать в этом мире, как общаться, как побеждать.

А мы все запрещаем и ничего взамен не даем. Никакой альтернативы. И ничего не делаем, чтобы жизнь у нас и наших детей была интереснее. Нет-нет, конечно, даем и делаем — одежду, телефоны, игры, вкусняшки, на кружки водим.

Только связь эмоциональная на другом основывается — на чувствовании и понимании, какой мой ребенок, что ему необходимо, как он реагирует, какое его состояние. О важности эмоциональной связи и о том, как взаимодействовать с ребенком, с другими людьми, рассказывается на тренинге «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана.

Теперь, после тренинга, родительское понимание вызывает ответную реакцию у ребенка — радость и удовольствие от взаимного общения, желание быть вместе, слушать родительские истории. Вот что такое эмоциональная связь — это добровольный взаимообмен, который сильнее всех зависимостей, потому что уходить из такого счастливого мира не хочется.

Автор Татьяна Кунигель
Редактор Марина Алексеева
Корректор Наталья Коновалова

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

О проекте

SVP Journal – портал независимых экспертов, психологов и системно мыслящих людей, которым есть, что сказать. Единственный новостной сайт, который освещает события на базе знания психики человека. Каждая статья написана по материалам тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

SVP Journal – это проект, позволяющий осознать реальность заново.

Случайная новость

  • Россияне назвали желанные профессии для своих детей
    2 комментария
    Россияне назвали самые желанные профессии для своих детей

    Всероссийский центр изучения общественного мнения провел опрос, из которого следует, что большинство россиян хотели бы видеть своих детей врачами, второе место в рейтинге предпочтений занимает профессия ученого, на третьем месте предприниматели. Системно-векторная психология Юрия Бурлана говорит, что мы воспринимаем мир […]

    Больше...
HTML Snippets Powered By : XYZScripts.com