Фильм «Чучело» Ролана Быкова как «прививка от детской жестокости»
Фильм «Чучело», снятый по мотивам одноименной повести Владимира Железникова, вышел на экраны Советского Союза в 1983 году и вызвал небывалый резонанс. Ошарашенная увиденным публика тут же разделилась на два лагеря: одни сокрушались, что фильм позорит образ советских пионеров и в нашей стране такой истории произойти не может, другие восхищались, признавая смелость режиссера в его желании показать «правду жизни».
С момента выпуска фильма в прокат прошло более тридцати лет, и уже не существует той страны, в которой жили его герои. Однако даже спустя столько лет социальная психологическая драма «Чучело» стоит того, чтобы оглянуться назад из нашей сильно изменившейся реальности и вновь обратить внимание на этот фильм. Сегодня с помощью современного психоанализа мы можем по-новому увидеть роль этой кинокартины в культурной жизни нашей страны и понять ее значение в то время для развития будущего поколения и всего общества.
Роль культуры в жизни общества
В те далекие времена, когда фильм «Чучело» вышел на экраны, культура играла значительную роль в жизни общества и определении его нравственных ориентиров. В те годы новый фильм смотрели всей страной, его содержание оказывало воздействие на каждого отдельно и на всех вместе. Таким образом, произведения киноискусства могли существенно влиять на настроения в обществе и направление его развития. И дело тут не в советской идеологии.
На тренинге Cистемно-векторная психология Юрий Бурлан подробно рассказывает о роли культуры как ограничителя неприязни. Неприязнь к другим людям присутствует в той или иной степени в каждом из нас и может накапливаться в обществе, принимая опасные формы в виде повсеместных проявлений жестокости и агрессии в отношениях между людьми. Неприязнь оказывает разрушающее действие не только на отношения, но и на все общество и государство в целом.
Культура же посредством литературных произведений, кино, театра и телевидения может выровнять перекосы в развитии общества. Многие годы это удавалось, и культура служила верным и надежным ограничителем неприязни, задавая верные ориентиры в жизни многим поколениям людей. Однако в последние годы культура стала стремительно терять свои позиции: она уже не сдерживает неприязнь, которая клокочет в душах людей…
Когда корабль государства идет ко дну…
В поздние времена Советского Союза все кому не лень ругали советскую идеологию и жизнеустройство. Однако сегодня, по прошествии нескольких десятков лет после распада огромной страны, мы вспоминаем о нашем советском прошлом с ностальгией. Почему? В том числе потому, что советское общество было психически здоровым и в большинстве своем счастливым, хотя в материальном плане люди имели гораздо меньше, чем сейчас.
Советские люди самоотверженно и с полной отдачей участвовали в коллективном труде, все вместе приближая светлое будущее для своих потомков. Однако такая форма государственности опередила свое время. Во времена застоя созидательный импульс постепенно стал угасать, и советское общество столкнулось с уже забытыми во времена поступательного развития опасностями — неприязнью и агрессией.
Назревающие в обществе перемены сразу же отразились на его наиболее слабом звене — детях. Первые тревожные звоночки, свидетельствующие о проблемах в детском сообществе, появились в 70-е годы. В отдельных детских коллективах стали наблюдаться некие архетипичные проявления, первый признак которых — травля, когда класс выбирает жертву — ребенка, который по какому-либо признаку отличается от других, и объединяется против жертвы…
А ведь еще немногими годами ранее такие проявления в здоровых детских коллективах советских детей было трудно себе представить! Однако идеологическая составляющая советского государства дала трещину, из уст в уста стали передаваться антисоветские анекдоты, на кухнях велись долгие разговоры, критикующие и обесценивающие советское государство…
Произошло разобщение в обществе, которое перестало быть здоровым. Расшатанное мировоззрение размыло нравственный стержень воспитания — теперь взрослые, усомнившиеся в справедливости устройства советского государства и общества, перестали понимать, как же воспитывать детей. Дети это тут же почувствовали…
«Дети естественно агрессивны. Если детей оставить без воспитания,
они могут создать только архетипичную стаю, даже если это
хорошие домашние дети. От воспитания зависит все!»Юрий Бурлан
Дети без воспитания
Роль взрослых в воспитании детей — определяющая. Но когда взрослые растеряны и стремительно теряют ориентиры в жизни, это тут же отражается на воспитании детей. Такой была точка отсчета начинающегося распада в деле воспитания подрастающего поколения. Постепенно в ходе многолетнего пути общество пришло к тому, что детей в семьях стали воспитывать кто во что горазд — порой в диаметрально противоположных системах ценностей.
Школа также стремительно теряла свою важнейшую роль в воспитании, наработанную годами под внимательным присмотром государства. В конце концов школа стала всего лишь «предоставлять образовательные услуги», оставив дело воспитания исключительно на усмотрение семьи. Однако если нет здорового детского коллектива и вовлеченных в любимое дело учителей-воспитателей, то и перекосы домашнего воспитания больше некому исправить.
«Куда дели воспитание в школах? Воспитание — это школа.
Ведь культура — это общественные отношения,
а не семья (хотя очень хорошо, когда в семье есть культура)».
Юрий Бурлан
Мы живем среди других людей, и окружение оказывает на жизнь каждого человека огромное влияние. И как бы нам ни казалось, что окружение ребенка ему не подходит, неправильно предпринимать попытки оградить ребенка от сверстников, например, путем перевода на домашнее обучение. Ведь человек может реализовать себя и стать по-настоящему счастливым только среди других людей.
Поэтому дети в школе должны не только получать образование, но и обретать свой уникальный опыт взаимодействия с другими людьми, усваивать навык нахождения своего места в коллективе — эти навыки будут использоваться ребенком в течение всей последующей жизни. Конечно, все это возможно только под чутким руководством взрослых воспитателей.
Фильм «Чучело» как ответ на запрос общества
Так иногда случается, что люди культуры очень точно улавливают только назревающие в обществе настроения. Такое предвидение возможных проблем социального характера происходит только в том случае, если писатель (в нашем случае писатель-драматург Владимир Железников) или режиссер (в нашем случае — Ролан Быков) по-настоящему вовлечены в проблемы общества, их мысли и чувства нацелены на других людей, чьи переживания и нравственный поиск они выносят на страницы книги или экран кинотеатра.
Именно так в начале 80-х годов выходит фильм «Чучело» — как ответ на запрос общества. Детская жестокость и агрессия в школе еще не успели набрать устрашающих оборотов, имели место только единичные случаи — и тут же, благодаря неравнодушным взрослым, на экраны страны вышел «лечебный» фильм, который сумел приостановить рост агрессии в школе на многие годы.
Фильм действовал словно «прививка от детской жестокости». Именно так происходит воспитание чувств, когда смотреть больно, но совершенно необходимо. На «Чучело» водили детей целыми классами. Таким образом происходило некое объединение детей на базе пережитых вместе чувств от просмотра социальной драмы, не оставляющей равнодушным никого. И, конечно, дети не только искренне сопереживали главной героине Лене Бессольцевой, которой в фильме дали кличку «чучело» и издевались всем классом, но и не хотели быть похожими на отрицательных персонажей фильма.
Как воспитывать детей?
Воспитание — это в первую очередь развитие чувств. В деле воспитания очень помогает классическая русская литература — проверенные временем прекрасные литературные произведения, которые созданы лучшими из лучших — образованными, развитыми и реализованными представителями интеллигенции.
Такие произведения задают правильные ориентиры и ассоциативные ряды. Ребенок, который много слушал и читал классическую литературу, наращивает нравственный стержень, который не раз поможет ему, а может, и спасет во взрослой жизни. Такое внутреннее наполнение помогает выработать защитные механизмы, которые могут оградить человека от ложных установок и помогут уберечься от социальных психопатологий, существующих в обществе.
На основе проверенных литературных произведений стоит снимать фильмы, ведь этот вид искусства помогает сделать произведение популярным, перевести его в разряд массовой культуры, доступной для всех. Так произошло и с «Чучелом» — после выхода кинокартины это произведение стало известно уже не узкому кругу, а всей стране.
Необходимость «ревакцинации»: социальное кино сегодня
Однако время не стоит на месте, и прежние «лекарства» перестают действовать. Если продолжить аналогию с вакцинацией, можно образно сказать, что вирусы детской жестокости и агрессивности эволюционировали, а выработанный при помощи такого фильма, как «Чучело», иммунитет уже не действует…
Поэтому требуется «ревакцинация» в виде нового произведения литературы и кинематографа, которая смогла бы оказать положительное влияние уже на современных детей, совсем не похожих на предыдущее поколение. Поэтому мы очень ждем, когда же появятся новые подвижники — писатели и режиссеры, — которые смогут сделать новое социальное кино, направляющее молодое поколение в правильное русло воспитания и развития.
Однако в этом вопросе для нас уготованы две новости — плохая и хорошая. Плохая новость состоит в том, что на сегодняшний день культура заметно сдала свои позиции в деле сдерживания коллективной неприязни, в том числе и детской жестокости. Появляются новые книги и фильмы, среди них есть хорошие и правильные, но они уже не оказывают того влияния на детские умы, как несколько десятилетий раньше…
Что же делать? Как защитить детей и вырастить из них психически здоровых членов общества, которые будут хранить наше государство и народ, а не разрушать их? Сегодня обстановка в России и мире такова, что требует от нас особых мер по сохранению подрастающего поколения и выращиванию людей, способных вести свою страну в будущее, уберечь ее как от нападок извне, так и от внутреннего распада.
Как не потерять подрастающее поколение?
Ответ на такой запрос сегодня дает системно-векторная психология — и это хорошая новость! При помощи системного мышления становится возможным, наконец, обрести в этой жизни твердую почву под ногами, вернуть правильные нравственные ориентиры и оздоровить общество. Что касается детей, то сегодня, как никогда раньше, надо не только любить родных детей, но занять неравнодушную, активно-позитивную позицию ко всему юному поколению. Такое отношение к детям можно выразить фразой «Все дети наши!».
Ведь пока мы, взрослые, заняты своими важными, неотложными делами, умы и души наших детей пытаются захватить те, кому плевать на будущее и русского народа, и России в целом. Этого не случится, и у нас не смогут украсть будущее только в одном случае — если каждый осознает всю степень важности происходящего, не побоится взять на себя часть ответственности за новое поколение и внесет свою толику участия в этом важнейшем вопросе, в котором невозможно вынести себя за скобки.
Четкое представление о себе и людях, о правилах воспитания детей, а также событиях, происходящих в нашей стране и мире, дает тренинг Юрия Бурлана. Присоединяйтесь!
Автор Елена Янушко
Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»
6 комментариев
Ирина Малинкина
20.11.2017 в 23:35Мощно !
Ирина
21.11.2017 в 00:34Отлично! Как точно описаны все проблемы общества. Спасибо за статью!
Оксана Васильева
22.11.2017 в 03:43Хорошо помню шок от просмотра этого фильма. Сознание отказывалось верить, что такое может быть в принципе. НО приходилось верить — экран был непорочным и безусловным лидером информации…спасибо автору!
надежда
24.11.2017 в 19:53Статья своевременная и очень актуальная. все правильно-уровень детской агрессии в школе и вне ее-зашкаливает и с этим надо что-то делать… Уровень культуры-даже говорить не хочется-упал «ниже плинтуса». и школа-не занимается воспитанием,к сожалению. Выход-надо все делать в семье,вопросов очень много,надеюсь,с помощью СВП у нас у всех получится!
Тимофей Федерко
26.11.2017 в 21:53Всем классом водили на этот фильм.
— Однако время не стоит на месте, и прежние «лекарства» перестают действовать. Если продолжить аналогию с вакцинацией, можно образно сказать, что вирусы детской жестокости и агрессивности эволюционировали, а выработанный при помощи такого фильма, как «Чучело», иммунитет уже не действует…
Это факт, и детская жестокость, стала много сильнее, жестче, агрессивней.
Хорошо что появилось СВП, и появилась надежда что не всё ещё потеряно и есть возможность всё изменить.
Татьяна
05.12.2017 в 14:42Помню я то время! На «Чучело» всей школой ходили и переживали. Вернее сказать, проживали вместе с героями картины, все чувства.