Человеком не рождаются. Им становятся
В результате происшествия потерявший сознание преподаватель был доставлен в Центральную городскую больницу с закрытой черепно-мозговой травмой.
Как такое стало возможным?
Школа — ключевой этап в процессе развития человека, освоения культурных норм, наработки навыков взаимодействия с другими людьми. Что такое развитие? Развитие — это движение в противоположность. Откуда и куда? От животного до человека. Животное действует безошибочно, но только так: диктует инстинкт — «Хочу выжить». Бессознательное человека — это тоже «Хочу». И только сознание говорит: «Нет» и «Нельзя», или не говорит. С этого момента и начинается Человек. До 3 лет дети не отделяют себя от других, то есть их сознание минимально. Это самый настоящий животный детеныш, но имеющий все предпосылки стать человеческим. А станет или нет — уже забота взрослых.
В школе ребенок проводит от 4 до 8-9 часов (в зависимости от класса), то есть весомую часть дня, наполненную тяжелейшей умственной работой. Если она занимается только образовательной частью, то кто и когда будет заниматься воспитательной, то есть закладкой культурных ценностей, характерных для социума? Могут ли успеть это сделать родители за оставшееся время? А ведь именно уход от воспитательной составляющей является прямым следствием низведения школы до учреждения, оказывающего образовательные услуги.
Учитель в такой системе становится обслуживающим персоналом, а значит, имеет и соответствующий статус. В результате, с одной стороны, ученики не имеют культурных ограничений, а с другой — у учителя нет априорного авторитета. На выходе получается избиение учителя, да к тому же женщины, тремя учениками!
Дети не ангелы с крылышками за спиной. Им предстоит проделать большой путь из животного состояния в человеческое, это процесс очень сложный и подчас репрессивный. Ребенка не только вовлекают заниматься тем, что ему нравится, но и принуждают к развитию, когда это необходимо. И заниматься этим школа должна наравне с семьей, потому что процесс развития сам по себе бесконечный. Только так можно вырастить достойных членов общества.
Сергей Корчагин
Редактор Татьяна Истомина
Заметка написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»
2 комментария
Елена Горшкова
14.01.2019 в 18:07Согласна с автором: подписываюсь под каждым словом.
Родители делегируют свои воспитательные функции школе, где ребенок проводит значительную, если не бОльшую активную часть суток, а школа занимается «образовательными услугами», и несмотря на то, что образование понимается широко (т.е. включает и обучение, и развитие, и воспитание), воспитательная функция вытесняется. И получается: родители понадеялись на школу, а школа сетует на родителей.
Однако: чтобы воспитать человека, не надо ждать школьного возраста ребенка. Культурные нормы начинают (и должны) закладываться задолго до школы — в семье и детском саду: чтобы ребенок понимал, «что такое хорошо и что такое плохо».
Надо рассмотреть ситуацию каждого такого «недо-человека», который в подростковом возрасте не понимает, что втроем на одного — это трусость, что избивание женщины мужчиной это подлость, что унижение (избиение!) учителя это… названия этому нет — а все вместе зверство, — как они дошли до такого состояния? Где были родители, воспитатели? Какие книжки читали ребенку? Обращали внимание на его «проказы»? — и причины станут очевидными. Современный ребенок уже не может расти как трава, его надо постоянно окультуривать.
Елена
15.01.2019 в 13:25Проблема в том, что насилие в обществе норма. Как детям объяснить, что унижать и бить других плохо, если они растут в атмосфере неприязни взрослых на крике, матах и подзатыльниках, если не хуже. Они другого и не видели в этом мире, который, мы взрослые, обустроили. Начинать с себя нужно взрослым.