Просмотров: 4 116

Психология бедности, или Кто виноват

Российская статистика, не преувеличивая, а скорее наоборот, сообщает, что более 200 тысяч россиян официально признаны бедными. Эти люди не проиграли свои деньги в казино и не рухнула биржа, погребая под собой состояния неудачников-трейдеров, просто их доходы стали ниже прожиточного минимума, откатив их за черту бедности.

psihologiya-bednosti-2Психология бедности в России

Каждый день эту условную черту переступает примерно 550 чел. Стоимость продуктовой корзины для них составляет 2822 руб. из общего, среднего по России, прожиточного минимума в 6000 руб. — суммы, включающей в себя расходы на питание, жкх, промтовары и даже культурный досуг.

ОПРОС!

Если бы Вам дали БЕСПЛАТНО 
— отличное жилье,
— отличное образование,
— отличное здравоохранение,

Вы бы были согласны полноценно работать за 6000 руб. в месяц?

«Психология бедности»  — с некоторых пор в обычный речевой обиход вошло это понятие. Причем характерно оно для стран Третьего мира и бывших колоний, но теперь прописалось и в России. Объясняется это тем, что многие россияне, проживая свою антиобщественную жизнь, пребывают в извечном состоянии беспомощности и созависимости. Корни этого состояния лежат глубоко в истории и особенностях территориального ландшафта России. Но, чтобы не уходить слишком далеко в историю, достаточно отметить лишь один факт, что Россия — последняя из европейских стран отменила рабство в виде крепостного права, избавление от которого произошло совсем недавно, в сравнении с западной цивилизацией, немногим более 150 лет назад.

Российское крестьянство, как принято выражаться в некоторых литературных опусах 19 и начала 20 вв., сбросило помещичье ярмо, получило землю, но распорядиться таким богатством без наличия соответствующих знаний и навыков способны были единицы. Остальная же масса была не в состоянии не только продавать излишки, но и прокормить себя.

psihologiya-bednosti-8

«Психология бедности» и непредприимчивости, как результат  ущербного мышления, и сегодня характерна для большей части населения. Многие же, не имея предпринимательской жилки и откровенно презиравшие кожную изворотливость, предприимчивость и оборотистость, чувствовали себя комфортней в условиях найма, не задумываясь над тем, какую работу выполнять, получая задания по распределению работы от начальства. Постепенно в России разрасталась новая социальная прослойка безынициативных писарей и мелких служащих от которых ничего не зависело и, исчезни они незаметно, — никто бы на это не обратил внимания

Эта прослойка, точнее подкласс интеллигенции, имеющий с ней общее только в том, что был грамотным, состоял из представителей разночинцев всех мастей, с запрограммированной социальной нормой и типичным конформизмом «не выделяться», опасливо озираясь по сторонам — «как-бы чего не вышло». Такие психотипы в своих проявлениях и характеристиках, рождались и умирали, с психологией бедности маленького человека и хорошо описаны в произведениях Чехова.

С приходом Советской власти, ситуация в России, для людей, страдающих психологией бедности, опять же, не сильно поменялась. Советское государство по всем направлениям переняло заботу о своих гражданах на себя: дорога от детского сада до проводов на заслуженный отдых была предопределена и организована. Вся ответственность за любое событие ложилась не на отдельного индивидуума, а решалась коллективно, и в первую очередь на партийном уровне. Все принятые решения спускались в исполнительные организации, контролирующие их исполнение и рапортующие партии родной на пленумах и съездах.

psihologiya-bednosti-6

С развалом СССР народные массы остались без своего лидера, КПСС, утратив в ее лице своего ведущего и штурмана. Настолько ли плохим было наше тоталитарное государство, о котором так много пишут последние 20 лет, при жизни в котором каждому было известно, что делать, как и в какой последовательности. «Пусть партия думает, а мы будем выполнять ее решение» — подобного свойства лозунги, если не на стенах, то в головах прочно усваивались не одним поколением советских граждан.

Психология масс не имела времени для постепенного изменения и перехода в новые формы, как это случилось на западе после Второй мировой войны. А Перестройка, объявленная Главным ее Архитектором, предполагала реформацию не только в государственном строе, но и в сознании народа.

Первое — удалось, да и то наполовину, так как ломать — не строить. Второе — потерпело жесточайшее фиаско и иначе быть не могло, потому что с русским менталитетом, все равно, что в «калашный ряд». Отменено было все, или почти все, во всяком случае так задумывалось Главным Архитектором, но опять же не с нашими мозгами и опытом зависимости, и полным отсутствием самостоятельности, практически, каждого пятого члена общества.

Падение оказалось болезненным, особенно на то место, куда соломку подстелить не успели, то есть прямиком в объятия Всесоюзного Черкизона. Со временем, психология бедности большинства народонаселения страны сыграла на руку тем, кто воспользовался ей для собственных кожных корыстных целей, приводя к пассивному насилию над окружающими, умелой жесткой манипуляции, стоит вспомнить МММ, в масштабах государства и халявному подходу «отдать нечем, но получать должен».

psihologiya-bednosti-7Зарождение психологии бедности в России

Психология бедности, постепенно переходит в новое состояние, когда человек, сначала ощущавший себя бедным, несчастным, жертвой, со временем утрачивает это чувство, смиряется и утрачивает контакт с реальностью. На самом деле он просто рационализирует собственное поведение, не желая брать на себя ответственность взглянуть на истинное положение дел. Главным козырем в его рационализациях становится ожидание того, что придет некто, кто совершит чудо и изменит его жизнь. Он ждет, что это сделает кто-то другой, тем самым, как в старину, решение проблем перекладывая на доброго барина: «Вот приедет барин — барин нас рассудит…», новогоднего Санта-Клауса с волшебным посохом или счастливый лотерейный билет.

Этот халявный подход и вера в Золотую рыбку развращают людей разных поколений, не способных к производству, переучиванию, поискам работы и получению за свой труд достойного вознаграждения, средств для нормальной жизни, а не к жалкому существованию с неустроенным бытом в созданной ими же самими клоаке. Ни мужчины, ни женщины, жалуясь в телекамеры на нерадивых соседей, прозябание в скотских условиях, даже не помышляют о том, что многое могли бы изменить и сделать сами. Для начала хотя бы убрать мусор и вымыть все площади общего пользования в общежитиях, где они, за неимением собственных квартир, проживают. Не трудно начать с уборки кухонь и санузлов, а потом перестать сорить и научить этому детей.

Психология бедности страшна еще и тем, что у человека опускаются руки, когда он наблюдает жизнь себе подобных. Если каждый день видеть перед глазами замызганные стены, разбитые раковины, сломанные окна и двери, то желание самому быть в таком доме чистым и аккуратным пропадает. И дело вовсе не в том, что государство не в состоянии обеспечить этих людей жильем и чистыми квартирами. Они сами не хотят выбираться из таких мест, потому что жизнь на навозной куче для них милее всякого приличного жилья. Перебравшись в хорошую квартиру с нормальными работающими соседями, эти люди должны будут соответствовать своему месту проживания, а им этого не хочется. Кроме того, у них не будет повода жаловаться и заливать свое горе алкоголем, потому что горя уже никакого нет. Оно изначально придумано и поддерживается, чтобы вести «приятный» и близкий для их внутренних состояний образ жизни в окружении себе подобных.

psihologiya-bednosti-1

Многие люди живут в общежитии с рождения, не имея возможности не только купить, но и снять жилье. Но так ли это? Психология бедности диктует этим людям свои условия. На самом деле редко кто из них стремится изменить свой образ жизни. Городские власти давно махнули рукой на такие районы, где концентрируются алкоголики и где драки — обычное ежевечернее развлечение. Постепенно такие полуразрушенные здания, по привычке называемые общагами, становятся приютами для людей всех возрастов с низкой социальной адаптацией, неопределенным родом  занятий  и  криминальным  прошлым.

Иногда в таких приютах оседают бывшие предприниматели, потерявшие свой бизнес, по разным причинам, не сумевшие выстоять во времена кризиса 2008 года. Чтобы расплатиться с долгами им приходилось продавать ценные вещи, мебель, машины, жилье, приземлившись в ночлежках, по соседству с наркоманами, алкоголиками, проститутками — полностью опустившимися людьми.

И даже они, сделавшие в свое время прорыв в виде собственного бизнеса, но из роскошных условий «прошлой жизни» скатившиеся к трем метрам личного трущебного пространства, к которому принадлежит кровать, тумбочка из картонной коробки и узкий металлический шкафчик, некогда использовавшийся для хранения спецодежды, вдыхая этот отравленный психологией бедности воздух, срастаются с обществом возвращающихся домой по стенке вечно пьяных соседей по комнате и поножовщиной. И в результате прикладывания к бутылке остаются в этом болоте неблагополучия, нечистот физиологических и духовных, пополняя ряды спившихся кожников, не нашедших себе применения в новом обществе мышечников, потерявших свою связь с хозяйством и землей и фрустрированных анальников, утративших самые главные в их жизни ценности: семью, почет и уважение.

Традиционно такие «жилищные коммуны» располагаются в рабочих района, недалеко от заброшенных и разрушенных за последние 20 лет заводов и фабрик, не подлежащего восстановлению производства.

Среди членов асоциальной группы людей, живущих с понятием психология  бедности, встречаются редкие исключения. Пережив в детстве голод и нищету, эти люди ставят себе цель вырваться из бедности бараков и им это удается. Примеров во всем мире более, чем предостаточно. Многие из них стали известными бизнесменами, актерами, певцами.

Эти преуспевшие в своих достижениях люди, никогда не были диванными сидельцами хронического типа, ничего не сделавшими и не делающими, как их родители, соседи и прочие приживалы, чтобы излечиться от затяжной болезни психологии бедности, для которых местная анестезия состоит из веры в то, что кто-нибудь, когда-нибудь просыплет на них манну небесную.

Так уж складывается в нашем мире, что люди, имеющие психологию бедности, всегда негативно относились к тем, кто жил состоятельнее их, всегда с подозрением относясь к таким соседям или знакомым. «Значит ворует» — гласило их заключение. Ну, а если еще и не пьет, значит никто иной, как предатель или стукач. Ну, а если этот непьющий, образованный и воспитанный человек, с самыми благими намерениями пытался внести позитивные изменения в привычную для не просыхающих соседей жизнь или просто позаботился об их детях, то впадает в такую опалу, что вынужден будет бежать без оглядки, потому что вполне может быть битым, лишиться имущества и даже свободы, как, например, Илья Фарбер.

psihologiya-bednosti-3Психология бедности

Люди, пропитанные психологией бедности, способны оказывать любые средства давления даже на тех, кто «вышел в люди» из их среды или пытался выйти, подняться на ступень выше. Они не прощают подобных действий «выскочкам» из зависти.

Психология бедности заключается в том, что люди не только не умеют и не хотят зарабатывать деньги, но оправдывают свое нежелание это делать тем, что быть богатым стыдно, а деньги — зло и грязь. Но при этом им совсем не претит жить в грязи и мечтать о дармовой подачке, которую можно потратить на пару ящиков паленой водки для дружков в общаге, прослыв своим в доску парнем. Эти мечты — потолок, предел для людей, которые в собственной жизни ничего лучше бутылки не видели и уже никогда не увидят, потому что не имеют желания.

Статья написана с использованием материалов тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана

 

Автор: Светлана Фронцтек

 

5 (100%) 3 Голосов

1 комментарий

  1. Светлана

    Состояния таких людей можно понять только лишь после изучения системно-векторной психологии. Эти люди имеют свои вектора в плохих состояниях, иначе бы они не оказались там, где они оказались. Бесконечно жаль миллионы загубленных судеб с началом кожной фазы развития, но выживает только тот, кто отчётливо помнит каждый свой начатый день вопрос в своей голове «если не я, то кто?»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

О проекте

SVP Journal – портал независимых экспертов, психологов и системно мыслящих людей, которым есть, что сказать. Единственный новостной сайт, который освещает события на базе знания психики человека. Каждая статья написана по материалам тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

SVP Journal – это проект, позволяющий осознать реальность заново.

Случайная новость

  • Похудеть без диетолога картинка
    Комментариев нет
    Диетолог: ни себе ни людям. Как выбрать правильного?

    К диетологам за помощью обращаются и за красотой, и за здоровьем, что сегодня делает этих специалистов сверхвостребованными. Спрос порождает предложение, которое иногда, увы, несоответствующего качества. Как выбрать идеального диетолога? Разбираемся с помощью системно-векторной психологии Юрия Бурлана. Наблюдаем и делаем выводы […]

    Больше...