Просмотров: 1 060

Нам «испортили» ребенка: кто виноват и что делать

Восьмилетний Федя вернулся от бабушки после летних каникул, и его не узнать. Ведет себя вызывающе, весь какой-то дерганый. В лексиконе появились грубые словечки, которых раньше не было. Запретов не понимает, мать не слушается, на замечания отца огрызается.

А отец, между прочим, уважаемый человек, преподаватель вуза. И тот уже за ремень хватается с криками: «Ты как со старшими разговариваешь, сопляк!»

Хорошо, мама вступилась: «Не смей бить ребенка! Федя, иди в свою комнату, мы с тобой потом поговорим». Ее также тревожило то, что нашла у него в кармане свернутую денежную купюру, которую они с отцом точно не давали. Говорит, нашел… Привез полный рюкзак всякой всячины: какие-то деревяшки, камешки… На вопросы «Что это?» и «Зачем?» ответил: «Это мое! Мне надо!»

фото НАМ ИСПОРТИЛИ РЕБЕНКА. КТО ВИНОВАТ И ЧТО ДЕЛАТЬ
«Говорил я, нельзя было его на все лето к бабушке отпускать. Чем он там занимался? Болтался на улице черт-те с кем. Я в его возрасте книжки читал запоем да задачки решал. А этому лишь бы гулять! Да еще бабушка с него пылинки сдувает. Вот до чего распустили! А дальше что? Позорить меня будет?» — не унимался отец.

Мама мальчика только хлопала глазами и не знала, что сказать. Ей хотелось защитить ребенка, и в то же время она понимала, что надо что-то предпринять. Иначе отец точно его пороть начнет. Хоть он никогда еще не поднимал руки на сына, только грозился, но она и сама побаивалась его в гневе, особенно когда кричит.

«Что же делать? Где сын всего этого набрался? Ведь в нашей семье все культурные люди. Точно, от соседского Степки! Тот вообще хулиган, как говорит муж, «оторви и выброси». Все деревенские мальчишки за ним гурьбой, вот и наш с него пример взял, наверное. И бабушка вечно его балует: все для внучка, ни в чем ему не отказывает. Надо было запретить гулять с этим Степкой! Как теперь быть? — думала мама новоиспеченного нарушителя образа идеальной семьи. — Для мужа очень важно, чтобы семья была образцовой. Он работает в системе образования, его многие знают и уважают, а тут такое — сын не слушается…»

Федя всегда был очень подвижным ребенком, но хулиганом не был. Разве только иногда получал замечания от учительницы из-за неспособности усидеть на месте до конца урока. Но чтобы грубить старшим или еще как-то хулиганить — такого не было. В семье никто не позволяет себе хамства и тех выражений, которые он «привез» с летнего отдыха. Еще не хватало, чтобы материться и курить начал! А вдруг уже?

«Наверное, я плохая мать…»

Такой вывод делают некоторые мамы, чьи дети по тем или иным причинам вызывают порицание. И если одни переносят это проще, то для других такие мысли становятся настоящей мукой. Каковы же истинные причины тревожных изменений в поведении детей? Как правильно реагировать в таких случаях, когда кажется, что ребенка «испортили» извне? (Ну а где же еще? Мы-то его такому не учили!) Как защитить свое чадо от дурного влияния?

Ответы можно найти с помощью системно-векторной психологии Юрия Бурлана, которая объясняет любые нюансы человеческого поведения. Наши особенности характеров зависят от индивидуального набора психических свойств (векторов), их сочетаний и состояния на данный момент. Такое знание помогает принимать правильные решения с учетом индивидуальности каждого человека.

Чаще всего методы воспитания в семье выбирают исходя из собственного опыта и представлений о том, что правильно для ребенка. «Это МОЙ сын, моя кровь, значит, я лучше знаю, что ему нужно. Что хорошо мне, то должно быть хорошо и ему», — ошибочно полагает большинство родителей. И часто потом удивляются: «Ну в кого он такой? Мы в его годы такими не были!»

В природе человека так устроено, что внешнее и генетическое сходство с родителями вовсе не гарантирует повторение психических свойств. А даже если в чем-то они совпадают, то их развитие зависит не от генетической предрасположенности, а от внешних условий и воспитания.

Как уже было сказано, для того чтобы понять, как правильно воспитывать своего ребенка и что делать с его непохожестью на нас, генетический анализ не поможет. Тут нужен анализ психологический. И если в поведении ребенка возникают моменты, которые вам не нравятся, не всегда это признак дурного влияния извне (хотя и такое имеет место), большинство корней кроются именно в системе воспитания и условиях развития.

Знакомимся с собственным ребенком

Важно понимать, что заложено в психике вашего ребенка с рождения, каковы его потребности, способности, страхи, сильные и слабые стороны, в какой форме поощрения он нуждается, и что для него является наказанием. А также чрезвычайно важно знать, чего нельзя допускать ни при каких обстоятельствах.

В данном случае мы видим ребенка с кожным вектором, что проявляется в подвижности и непоседливости, неспособности долго усидеть на одном месте. Природа обеспечила таких детей живым и гибким рациональным умом, быстрым и ловким телом, стремлением к новизне и лидерству во всем. А также их природные свойства — хаптильный талант и склонность к экономии — выражаются поначалу в желании присваивать себе чужое, все тащить домой, заводить тайнички, «секретики».

В детском возрасте это не является воровством или стяжательством, так как психика еще не развита и малыш не осознает, что хорошо, а что плохо. Он просто выполняет свою видовую роль добытчика ресурсов, которая сложилась у обладателей кожного вектора еще с древности. В процессе правильного воспитания закладываются необходимые ограничения и нормы поведения в обществе.

Кожный вектор правильно развивается только в условиях четких разумных ограничений, строгого распорядка и поощрения за достижения. Так постепенно из вертлявого и необузданного маленького «стихийного бедствия» и стяжателя вырастает целеустремленный и успешный человек с лидерскими и организаторскими качествами. В нем развивается также талант инженера, изобретателя, который находит кратчайшие пути и лучшие рационализаторские решения для совершенствования жизни людей, применения инноваций и продвинутых технологий, позволяющих экономить ресурсы и получать прибыль не только для себя, но и для всех.

Приучаясь ограничивать себя в том, что является табу по морально-нравственным законам общества, кожник становится способным требовать соблюдения законов от других и создавать их сам. Самые лучшие законотворцы — именно люди с развитыми свойствами кожного вектора. Так же, как и лучшие инженеры-конструкторы, руководители и бизнесмены, экономисты и финансисты. Все эти перспективы становятся возможными при правильном воспитании и развитии маленького человека.

фото НАМ ИСПОРТИЛИ РЕБЕНКА

А если ребенок другой?

Конечно, кожный вектор не обязательно единственный присутствует в психике. У жителей больших городов их, как правило, от трех до пяти. И каждый из них обеспечивает свои особенности как сам по себе, так и в зависимости от сочетания с другими векторами.

Так, например, сочетание кожного вектора с анальным может проявляться в ребенке перепадами активности. То бегает-прыгает без устали, и кажется, невозможно его угомонить, то, наоборот, спокойно сидит и играет. При правильном развитии он более усидчив, лучше запоминает информацию, более послушный и стремящийся доводить начатое до конца. При отклонениях в развитии или на почве стресса может быть драчлив, упрям, обидчив.

Чтобы определить все особенности своего ребенка, надо научиться разбираться в его психике более углубленно. Это вполне доступно каждому родителю независимо от профессии и образования. Первые озарения и ответы на свои вопросы можно получить уже на бесплатном онлайн-тренинге «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана.

Если что-то пошло не так…

Рассмотрим основные факторы, на которые стоит обратить внимание, если ребенок вдруг «испортился».

1. Чувство защищенности и безопасности — залог нормального развития.

Самым главным, базовым фактором для полноценного развития абсолютно любого ребенка является чувство защищенности и безопасности, которое до 12–15 лет он получает от матери. Или не получает. Это может быть временным явлением вследствие стресса либо перманентным, когда мать находится в плохих состояниях постоянно. И если это продолжается длительный период, происходят задержки и остановки в развитии детской психики, которые в каждом векторе выглядят по-своему. О некоторых из них упоминалось выше.

Когда мама спокойна, уравновешена, не испытывает постоянных страхов, тревог, обид, раздражения, она транслирует ребенку состояние спокойной уверенности в завтрашнем дне. И в том, что все хорошо, ничего не угрожает. Это ощущение передается бессознательно и даже не отслеживается, просто ребенок счастлив и нормально развивается.

Зато проявления нехватки чувства защищенности и безопасности заметны сразу. Правда, обычным родителям вряд ли придет в голову искать причины именно в состоянии мамы.

Так же ощущение утраты защищенности и безопасности может возникнуть при длительной разлуке с мамой, как в нашем примере (на все лето он был оторван от родителей). Это могло спровоцировать нервозное состояние, которое, накопившись, привело к сверхстрессу, что проявилось в раздражительности и дерганности (проявления кожного вектора в стрессе).

Подробнее о проявлениях кожного и других векторов можно узнать на бесплатном тренинге Юрия Бурлана «Системно-векторная психология».

фото Знакомимся с собственным ребенком

2. Эмоциональная связь с ребенком.

Второй очень важный фактор, который важно проанализировать, — насколько у вас близкие, доверительные отношения с ребенком, искреннее общение и теплота. Другими словами, присутствует ли между вами эмоциональная связь. Она нужна, прежде всего, ребенку, так как укрепляет его чувство защищенности и безопасности, а также помогает вам лучше понять свое дитя, чтобы вовремя оказать ему помощь и поддержку, направить его развитие в нужное русло. Тогда он будет меньше подвержен влиянию извне, хотя полностью это его не исключает. Просто вам легче будет договариваться и выходить из конфликтных ситуаций.

Как укрепить эмоциональную связь? Она создается при совместном проживании эмоций и чувств, когда проводите с ребенком время, не просто формально находясь вместе, а, например, играя, что-то создавая. Но самый идеальный способ создания и укрепления эмоциональной связи с ребенком — совместное чтение сказок и классической литературы, где вы можете вместе сопереживать герою, может даже поплакать вместе. Когда вы обсуждаете содержание книги и каждый делится своими впечатлениями, между вами возникает невидимая связь, основанная на общем чувственном опыте.

3. Влияние извне.

К влиянию извне могут относиться как другие дети, с которыми общается ваш ребенок, так и родные бабушки-дедушки. Одни могут научить «плохому», другие разбаловать своей чрезмерной любовью и вседозволенностью, подтачивая весь педагогический процесс. Кстати, особенно в случае с кожным ребенком отсутствие ограничений может сыграть наиболее негативную роль и привести к нехорошим последствиям: вырастет вор и бандит, не испытывающий страха перед законом.

Также большую опасность сегодня представляет интернет с неконтролируемым доступом к любому контенту. В том числе и порнографического содержания, а также с обилием матерной брани. Все это травмирует детскую психику и наносит ущерб развитию сексуальности, что в будущем негативно скажется на жизни. Сюда же относятся детские мультики и компьютерные игры с пропагандой насилия и аморального поведения.

Каждый из этих факторов сам по себе может создать проблемы в воспитании и полноценном развитии ребенка, а в комплексе и подавно.

Как уберечь ребенка от этого, и что делать, если негативное влияние уже сказалось на поведении? Ограничить его общение со сверстниками или гиперлюбящими пенсионерами? Запретить доступ к интернету и ТВ? Это не выход. Так вырастет социальный неадаптант, у которого неминуемо появятся другие проблемы в жизни.

Хорошая новость в том, что способ обезопасить ребенка от дурного влияния и его последствий есть! Чуть ниже мы его сформулируем.

Воспитание нравственного императива — антидот от дурного влияния

Итак, самое действенное средство, которое спасет вас от угрозы негативного воздействия на вашего ребенка извне — создание у него морально-нравственного императива, некоего стержня, на который он будет опираться в будущем. Это то, что будет руководить его поступками, выбором друзей, реакциями на аморальные проявления вокруг, от которых не спрячешься. И вместо того, чтобы засовывать голову в песок или бороться с последствиями, лучше создать «подушку безопасности», которая надежно защитит ваше чадо от «ядовитых укусов» реальности.

Как же это сделать?

Частично мы уже упоминали выше о двух важных составляющих развития здоровой психики: чувстве защищенности и безопасности и эмоциональной связи с ребенком. Это база для развития всех свойств психики. Конечно, при условии понимания этих свойств и правильном обращении с их проявлениями. Также было сказано о том, какое благотворное воздействие оказывает совместное чтение хороших книг.

Но это еще не все, чем полезна литература. Конечно, не любая, а проверенная временем и тщательно подобранная в соответствии с возрастом и векторами ребенка. Важно вовлечь ребенка настолько, чтобы приучить читать самостоятельно. Тогда постепенно выверенные образы героев книг будут формировать в психике и сознании правильные ценности. Ребенок будет усваивать такие понятия, как добро и зло, правда и ложь, честь, совесть, доблесть, отвага и именно на них ориентироваться в поступках.

Дети любят подражать любимым героям, и хорошо, если эти герои правильные и именно они станут кумирами, на них будет равняться ваш ребенок, а не на Степку с соседнего двора. Постепенно он научится отличать и в жизни, что хорошо, а что плохо, и делать выбор в пользу хорошего. Важно успеть заложить эти основы до окончания пубертата, пока идет активное развитие природных свойств и намечаются перспективы дальнейшего жизненного сценария.

А что же наш Федя?

Далеко не все причины исходят извне, гораздо больше корней находится внутри семьи, и они имеют свои методы исправления. Мы лишь бегло затронули самые главные моменты. На самом деле, каждый абзац можно развернуть до размеров многочасовой лекции. Но за этим лучше приходите на онлайн-тренинг «Системно-векторная психология» к Юрию Бурлану, где автор откроет множество тайн и нюансов, о которых вы не догадывались раньше.

Федина мама начала понимать, что происходит с ее ребенком, какие у него врожденные особенности, как их правильно развивать. Поняла, почему муж, обладатель анального вектора, так реагировал на поведение сына, через себя и свои свойства требуя от него того, что в ребенке не заложено.

Федя не может быть таким же усидчивым и рассудительным, как папа, зато он может быстро бегать и организовывать других ребят. Поэтому родители записали мальчугана на футбол, и он стал капитаном команды. Занятие спортом помогло выработать режим, которого он придерживается. Мальчик стал более собранным и организованным. Также перестал грубить старшим и вести себя вызывающе. Он реализует свои лидерские качества, и в школе его хвалят за достижения в спортивных соревнованиях.

Отец очень гордится сыном и больше не кричит на него. Они вместе начали собирать модель самолета и читать книги про подвиги летчиков. А когда Федя приезжает погостить к бабушке в деревню, то каждый день получает задания, в чем помочь по хозяйству, и только после выполнения бежит гулять на улицу с обещанием вернуться домой в назначенное время.

Хотите таких же изменений в отношениях с ребенком? Регистрируйтесь на бесплатный онлайн-тренинг Юрия Бурлана «Системно-векторная психология» по ссылке.

Автор Алена Радуга
Редактор Янина Буракова
Корректор Ирина Чебоксарова

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»

5/5 - (3 голоса)

1 комментарий

  1. Евгения

    Какие умные родители!) хотя все просто: шустрому ребёнку нужно куда-то сбрасывать пар, поэтому он должен заниматься подвижными видами спорта и набегать свой ежедневный километраж)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

О проекте

SVP Journal – портал независимых экспертов, психологов и системно мыслящих людей, которым есть, что сказать. Единственный новостной сайт, который освещает события на базе знания психики человека. Каждая статья написана по материалам тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

SVP Journal – это проект, позволяющий осознать реальность заново.

Случайная новость

  • 1 комментарий
    Любовь без границ

    «9-летний школьник из Южно-Сахалинска продает самодельные открытки, чтобы помогать животным в приютах» — передает «Сибирь. Реалии» Русской службы Радио Свобода. Павел Сабиров уже больше года делает открытки к праздникам, чтобы заработать на корм для животных. Способность сочувствовать и сопереживать — […]

    Больше...
HTML Snippets Powered By : XYZScripts.com