Мифология и первобытная культура. Системный обзор
Литература — есть отражение народной жизни.
Появившись, она в свою очередь воздействует
в том или ином направлении на жизнь народа.
Следовательно, чтобы понять литературу,
необходимо знать и понимать жизнь
тех народов, которые ее создали.А. Ф. Лосев
Мифологии, безусловно, еще далеко до литературы, как мы понимаем ее сегодня. Но мифы стали первым звеном в возникновении этого явления в жизни человека. До сих пор в официальной науке остается неотвеченным вопрос о переходе от народнопоэтического творчества, фольклора, к собственно художественному творчеству, не говоря уже о возникновении этого творчества вообще. И руководствуясь словами выдающегося профессора советской науки А. Ф. Лосева, давайте обратимся к тем временам, когда зарождалась мифология в первобытном обществе. Благодаря последним достижениям «Системно-векторной психологии» Юрия Бурлана это становится возможным.
Одним из важнейших этапов в развитии человечества является переход от животного к человеку. Этот вопрос до сих пор вызывает множество дискуссий, но «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана позволяет расставить в нем все точки над i. Этот переход происходил не единомоментно, а в несколько этапов. Развиваясь, каждая из 8 мер человеческой психики вносила свой вклад в изменение социальной жизни первобытного общества, следуя за проявляющимися добавочными желаниями и необходимостью к коллективному выживанию.
И последней мерой в этом процессе была звуковая. Первобытная роль звукового человека в доисторическую эпоху состояла в ночной вахте на охране стаи от хищников. И по сей день мы можем наблюдать за звуковыми людьми тягу к ночному образу жизни, активацию умственной деятельности в вечернее и ночное время. Ночной охранник стаи вслушивался в тишину и темноту, стараясь услышать хруст веточки под лапой хищника и другие признаки его приближения.
Во время напряженного вслушивания происходило и сильнейшее напряжение ума, развитие нейронных связей в головном мозге. И в конце концов, около 6000 лет назад в условиях одиночества (только звуковой охранник не спит по ночам), в процессе этого сосредоточения на внешних, окружающих звуках у коллективного звуковика рождается мысль о своей отделенности от других, появляется категория мировосприятия «Я». Она была революционной, ничего подобного до этого момента не существовало. Вся первобытная стая жила как единое целое, каждый ощущал себя его частицей, полностью зависимой от коллектива. Это был так называемый первобытный коммунизм. Осознание человеком своего «Я» положило начало новому этапу развития человечества — исторической фазе.
Вслед за этой мыслью о собственной единственности в этом новом ощущении «Я» возникает поток вопросов: «Кто этот «Я»? Откуда «Я» и откуда все это вокруг меня? Для чего это все? Какой замысел у этого? В чем смысл моей жизни?».
Только что этот звуковой ночной охранник существовал в мироощущении себя как частицы целого, невозможной без него, связанной неразделимо с ним. Но все полностью меняется только от одной мысли о том, что есть «Я», и я — это не они, остальные. Рушатся все связи с другими, ощущение единства. Поток вопросов требует ответов, сознательных ответов словом. И в течение всей дальнейшей истории человечество будет развиваться под давлением этих непреходящих вопросов.
Но некоторые люди все-таки смогли получить на них ответ еще тогда. Находясь в напряженном поиске замысла, смысла существования и еще не до конца потеряв прежнее мироощущение, они раскрывают и называют словом единство вида — то, что все люди являются частицами целого. В дальнейшем это получит название единого бессознательного, которое составляют восемь мер, проявляющихся в людях восемью векторами. А в то время передача знаний о безусловной и корневой связи с другими людьми, о происхождении людей при понимании наличия единой Высшей силы приняла сакральную форму и принадлежала узкому кругу мужчин, не выходя за его пределы.
С каждым поколением проживание этого духовного, как мы сегодня это можем назвать, опыта становилось все меньше, связь с единым бессознательным все более утрачивалась, а словесная форма не передавала необходимые смыслы в достаточной степени. И здесь мы можем найти корни возникновения мифа как явления и прообраза литературы.
Об этом свидетельствует мифология ряда народностей, сохранивших некоторые архаические, древние пережитки в своей культуре. Сами исследователи фольклора отмечают, что, анализируя подобные материалы, необходимо помнить, что эти народности — наши современники, и даже самые экзотические племена не могут быть отождествлены с первобытными и древними людьми. Это тем более становится очевидно с помощью тренинга «Системно-векторная психология», потому что он подтверждает, что, даже отставая в своем цивилизационном росте относительно остального человечества, эти народности являются частью общего процесса развития психического. И тем важнее становится системный подход, позволяющий нам точно определить причинно-следственные связи.
У ряда австралийских племен мы находим мифы, описывающие некое время, которое они называют тем же словом, что и сновидения. Причем речь в них идет о времени не только доисторическом, но и внеисторическом — о времени «вне времени». Предки в них мыслятся как вечные, никем не созданные. Та эпоха рисуется временем изобилия (а в состоянии целостности первобытного коллектива, до его разбиения, каждый в ней чувствовал себя защищенным, получающим необходимое и достаточное).
Характерной особенностью является также то, что жизнь предков описывается в весьма обыденных формах, среди которых поиски пищи стоят на первом плане. И действительно, до рождения вопроса о смысле существования каждый мужчина выполнял роль по обеспечению безопасности или добыче пропитания. Другой общей задачи, кроме как выжить во что бы то ни стало как целое, коллектив, у первобытной стаи не было. А события из жизни мифических предков изображаются в качестве фундамента мироустройства. По сей день основное содержание этих мифов священно и должно быть сохранено в тайне от непосвященных.
Если рассматривать общеисторический процесс, с течением времени мифы утрачивали свое сакральное значение и принимали форму сказаний о древних временах, определивших существующий миропорядок. В них возникают символические и фантастические образы, вкладываются ранние моральные, культурные постулаты. Аналогичный процесс взаимосвязи и взаимодействия звуковой и зрительной мер мы находим на протяжении всей истории. Это произошло с некоторыми религиями, литературой, изобразительным искусством.
Одновременно с этим начали появляться сказания и мифы о людях-героях, и в их образе мы можем узнать уретрального человека: храброго, доблестного, часто непредсказуемого, жертвующего собой ради спасения и блага других, когда это необходимо. И если на ранних этапах ему покровительствуют и оказывают содействие божественные силы, духи-помощники, то в дальнейшем он все больше обязан успехом своим собственным силе и храбрости.
В античной литературе мы уже найдем сюжет о богоборчестве и оспаривании решений и об отношениях богов и людей. Это закономерные этапы в развитии человеческого сознания и мировосприятия. Боги приобретают человеческие черты и способность к ошибке, а связь с действительной Высшей силой, управляющей человеком, теряется.
Наряду с героическими людьми мы встречаем и другие новые образы. Несомненным вкладом зрительной меры в фольклор является и образ бедного сиротки, с которым дурно обращаются ближайшие родичи и соплеменники. Он призван вызывать сострадание и пробуждать гуманное отношение к окружающим.
Чрезвычайно архаична и фигура трикстера, плута, обманщика, в образе которого высмеивается антисоциальное, эгоистическое поведение, собственные интересы превыше общих. Трикстер чрезвычайно жаден, готов нарушить любые законы и нормы ради личной выгоды, в первую очередь — утоления голода. Характерно, что в большинстве сюжетов трикстер зооморфен, то есть не приравнивается к человеку — как бы находится на более низкой ступени развития.
***
Мифы — не единственная составляющая первобытной культуры. Рядом с ними существовали песни, сказки, былинки, а также обряды, и у всех них было свое несомненное предназначение, ничто не было случайным. Но именно миф стал попыткой передать в поколениях понимание устройства мироздания, и из него в дальнейшем разовьется повествовательное искусство, а затем — и литература.
Автор Елена Булатова
Корректор Амир Сетдиков
Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»
Список использованной литературы:
1. “История всемирной литературы”: в 9 т. / Под общ. ред. И. С. Брагинского. Т. 1, 1983.
2. “Античная литература”. Под общ. ред. А. А. Тахо-Годи, 1973
Добавить комментарий