Просмотров: 191

Современное кино: мы то, что мы смотрим

Сейчас нет недостатка в кинопродукции: боевики, комедии, мелодрамы, фэнтези, триллеры… Чего только не предлагают нам изощренные кинопродюсеры. С другой стороны, какой последний фильм из тех, что вы смотрели, вам понравился, зацепил за самую душу? Какой вы хотели бы обсудить со своим любимым человеком, с другом, с детьми?

Вы задумывались о том, что то, что мы смотрим в кино, формирует наши мысли, желания, мировоззрение, менталитет, в конце концов? Ведь кино — это не просто картинка и звук. В результате просмотренного фильма может меняться картина мира зрителя, его сознание, особенно если оно еще не до конца сформировано, как у детей и подростков. Влияние может происходить явно и скрыто, незаметно. Но в обоих случаях — открыто или завуалированно — при помощи кино можно с успехом продвигать различные идеи, выражать новые смыслы, лоббировать чьи-то интересы…

фото Современное кино: мы то, что мы смотрим

После просмотра очередного фильма задайте себе простой школьный вопрос: что хотел сказать автор? Ответ может лежать на поверхности, а может быть не столь очевиден. Примерные варианты: «Любовь спасет мир», или «Бери от жизни все», или «Быть богатым круто, а сантименты для слабаков», или, наоборот, «Лучше быть бедным и счастливым, чем богатым и одиноким», или «Американцы — самые крутые ребята в мире»…

Вы поняли, какую основную идею продвигал последний фильм, который вы смотрели?

Кино — важнейшая составляющая культуры

Чтобы лучше понимать процессы, которые происходят сегодня в мире, надо знать о том, как развивалась культура в разных менталитетах. Можно утверждать, что отечественная и западная культура различаются так же кардинально, как и сами наши менталитеты.

Русская дореволюционная, так же как и советская культура, создавалась элитой, цветом интеллигенции. Но при этом не оставалась принадлежностью избранных — даже существовало выражение: «Нести культуру в массы». В советское время повсеместно были построены дома культуры и активно функционировали по всей стране — не только в крупных городах, но и в далеких селах. Люди культуры — артисты и певцы, поэты и писатели — не считали зазорным выступать не только на больших столичных площадках, но и в отдаленных уголках страны перед простыми людьми. Таким образом, к высокой культуре могли приобщиться все советские люди — так интеллигенция поднимала народ до своего уровня.

Западная массовая культура — одна из составляющих общества потребления, также базирующаяся на коммерческой платформе — представляет вкусы и потребности большинства. Произведения массовой культуры, которые правомернее называть продуктами, появляются по принципу «есть спрос — будет и предложение», ведь важнейшая цель их создания — продать и получить прибыль. Главным символом западной масскультуры является Голливуд. Главная характеристика голливудских фильмов — зрелищность. Конечно, на Западе также имеют место некоммерческие культурные проекты, но мы говорим именно не о кино для узкой аудитории, а о продуктах массовой культуры — фильмах, которые собирают залы по всему миру.

В России сегодня мы видим странное сочетание — высокой отечественной культуры и западной массовой. Какая из двух видов культуры доминирует сегодня в России? История нашей страны никогда не была простой, а последние три десятка лет мы заняты выживанием, нам было не до развития культуры. Сложившаяся сегодня ситуация в кино явно требует исправления.

фото Кино — важнейшая составляющая культуры

Киногерои как пример для подражания

После распада СССР разнообразная продукция западной масскультуры, словно прорвав плотину, хлынула в нашу страну. Отечественная культура была вытеснена этим потоком и на многие годы была обречена на прозябание… В непростое для нашей страны время стали появляться русские, но совсем другие фильмы. Подражая новым киногероям, мальчишки хотели стать бандитами, как герои сериала «Бригада», а девчонки — путанами, по примеру героини фильма «Интердевочка».

Кому-то может показаться надуманной опасность от неправильного кино. Однако процесс восприятия информации не так безобиден, как кажется на первый взгляд. Быстро или медленно, но влияние на сознание происходит наверняка… И вот однажды то, что раньше казалось неприемлемым, становится вполне нормальным и даже желаемым.

К примеру, стремление к личному успеху любой ценой, киллер как профессия, решение вопросов силовыми методами (о, этот бесконечный мордобой в кино!..), частая смена сексуальных партнеров, пропаганда нетрадиционной сексуальной ориентации и т.д. А то, что некогда было важно, вызывало уважение, отныне вызывает чувство неловкости и стыда. Например, стыдно честно трудиться за небольшую зарплату (ну совсем не круто!), жить скромно (тусовки, шопинг и бесконечные развлечения — самое то!), хранить верность одному человеку и т.д.

Таким образом, в течение определенного периода времени вполне возможно существенно поменять внутреннюю суть человека. Такое явление мы можем сегодня массово наблюдать на Украине: под доминирующим давлением антироссийской информации сознание большинства украинцев деформировалось настолько, что они выпали из русского мира…

Сегодня отсутствует строгая цензура. Хотя советскую цензуру диссиденты много ругали, во времена СССР цензура четко отслеживала и не допускала тиражирование вредной, безнравственной и деформированной информации. Именно таким образом государство хранило свой народ от возникновения социальных психопатологий и распада общества.

Западное кино: бери от жизни все!

Но все же не наши отечественные фильмы — хорошие или не очень — занимают сегодня первые позиции кинопроката в России. Это западные фильмы, в первую очередь — продукция Голливуда. Во многом это обусловлено экономическими причинами: в наше время в кинотеатрах показывают те фильмы, за билеты на которые люди готовы заплатить. А это не всегда хорошие фильмы.

фото Киногерои как пример для подражания

Часть из них нацелена исключительно на развлечение: западные кинематографисты не устают изобретать закрученные сюжеты и высокотехнологичные спецэффекты, не прекращая штампуют все новых и новых выдуманных супергероев и монстров всех мастей, миры фэнтези становятся все более удивительными, а катастрофы — глобальными. Посмотреть кино, чтобы немного развлечься — обычное дело. Вот только, посмотрев очередной блокбастер, сможем ли мы самим себе ответить на вопрос: какая идея прячется за крутым сюжетом? Для чего все это и что все-таки хотел сказать автор?

В продукции Голливуда мы в изобилии наблюдаем истории героев-одиночек, которые в своем стремлении к достижению индивидуальной цели готовы на все. Даже если это «благородный» герой спасает мир, ну а заодно и свою любимую, он не брезгует совершением многочисленных преступлений: грабежей, убийств, и т.д. Материальный успех и популярность в принципе уже и есть хеппи-энд.

Для нашего уретрально-мышечного коллективистского менталитета ценности индивидуального успеха любой ценой чужды. У нас больше ценятся связи между людьми — а не дистанция, взаимопомощь — а не преследование исключительно своих собственных интересов, «один за всех и все за одного» — а не «каждый сам за себя».

Спецэффекты, экшен, приключения, драки, погони — все это очень привлекательно для молодой аудитории, для детей и подростков. Но они же в первую очередь и подвержены влиянию чуждой для нас системы ценностей. Ведь чтобы отличить хорошее от плохого, качественное от некачественного, нравственное от безнравственного, культурное от некультурного, надо уже быть состоявшейся личностью, иметь правильный жизненный опыт.

Наши фильмы, которые нам так нужны

Лучшее отечественное кино всегда было направлено на формирование нравственных ориентиров и воспитание чувств — как на уровне взаимоотношений между людьми, так и в масштабе любви к Родине. И сегодня мы нуждаемся именно в таких фильмах, которые способны создать преемственность между поколениями людей нашей страны, дать верные ориентиры в жизни, развить чувства — научить глубоко сопереживать бедам и радостям других людей, не быть зацикленными на себе. Настоящее кино заставляет работать душу!

фото Наши фильмы, которые нам так нужны

Сегодня в России есть условия для развития кино. Наконец появились качественные, душевные фильмы, консолидирующие общество — например, «Легенда №17», «Движение вверх», «Гагарин. Первый в космосе». Такие фильмы попадают прямо в душу зрителю, тем не менее это лишь редкие удачи отечественного кинематографа. При этом в условиях отсутствия идеологии снимаются и откровенно вредные фильмы, искажающие историю нашей страны, деформирующие представления об исторических личностях (фильмы «Троцкий», «Ленин») или представляющие жизнь в России в самом безнадежном свете (например, «Левиафан»)…

Почему же не происходит ожидаемого прорыва? На самом деле, народ очень хочет много хороших фильмов! Об этом говорят народные кинопроекты, на которые деньги собираются всем миром. Так в 2016 году на экраны страны вышел фильм «28 панфиловцев», а осенью 2018 года начинаются съемки фильма «Ильинский рубеж» о массовом подвиге подольских курсантов. Люди жертвуют деньги на съемки, участвуют в массовых сценах или в качестве волонтеров на съемочных площадках, тем самым показывают свою заинтересованность в съемках правильных фильмов.

Одна из причин в том, что кинематографисты пока не понимают истинных запросов общества — не наносных, привнесенных извне, а настоящих, душевных, исконно наших. Они действуют методом тыка и, к сожалению, не попадают… Мы можем наблюдать попытки снимать фильмы по голливудскому образцу. Например, у них «Мстители», а у нас будут «Защитники». Но надежды на успех таких проектов — подражаний западным образцам — никогда не оправдываются, к немалому удивлению их создателей.

Зрители устали от детективов, третий десяток лет показывающих нам мир преступников всех мастей. Не оставляют заметного следа в сердцах зрителей и многие фантастические фильмы, какими бы высокотехнологичными и красивыми они ни были. Общество болеет, у всех нас масса проблем как на уровне собственной жизни, так и на уровне социума в целом. Такие фильмы далеки от реальности и уводят зрителей еще дальше… А проблемы тем временем не решаются, а усугубляются…

Тренинг «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана дает глубокое понимание как психики отдельного человека, так и ментальных особенностей русских людей и происходящих сегодня в нашем обществе процессов. Применяя эти знания, легко понять, на какое кино сегодня стоит ходить, а на какое лучше не тратить ни время, ни деньги и тем более не пускать на него детей.

фото Значение кино

Стоит ходить на фильмы, консолидирующие общество — о подвигах в Великой Отечественной войне, в спорте, в освоении космоса. В новейшем времени очень хочется увидеть кинокартины об Олимпиаде в Сочи в 2014 году, о строительстве Керченского моста, о создании сверхоружия — надежного щита родины против внешних угроз, о чемпионате мира по футболу 2018, о наших достижениях в науке, о нашей талантливой молодежи.

А в плане личной жизни и отношений это вовсе не очередные «истории Золушек», которые выходят замуж за миллионеров, или ловеласов, покоряющих сердца всех женщин вокруг. Это душевные истории о любви, о верности, об отношениях, задающие правильные ориентиры. И это только кажется, что после всего того, что мы видели, такие фильмы слишком просты и незатейливы. Мы просто пока не осознаем, что их очень не хватает, что они очень нужны. А пока нет новых фильмов, мы вынуждены пересматривать старые: «Вам и не снилось», «Служебный роман», «Покровские ворота»…

Дорогу молодым талантам!

Другая серьезная причина, тормозящая развитие отечественного кинематографа сегодня, и не только его, — это кумовство и коррупция — страшные болезни нашего общества, которые пронизывают буквально все сферы жизни, не щадя и культуру. У нас, в отличие от западного кино, мы наблюдаем многопоколенные актерские и режиссерские династии. А ведь талант далеко не всегда передается по наследству… При этом самые талантливые не имеют возможности пробиться, потому что все места уже заняты «своими»…

Чтобы вдохнуть в отечественное кино новую жизнь, необходимы молодые таланты, новая кровь. Россия богата талантами в самых разных сферах деятельности, надо только дать им дорогу. Иначе невозможно создавать кино мирового уровня — такое кино создается лучшими из лучших.

Кроме того, кинематографу сложно справиться с высокой задачей снимать по-настоящему народное кино без поддержки государства. Такая поддержка должна быть не только материальной, но и идеологической. Например, должны проводиться конкурсы на лучшие сценарии и отбираться те, снятые по которым фильмы пойдут на пользу, будут способствовать оздоровлению общества, а не наоборот.

А если ничего этого не делать, в конце концов возникает ситуация, когда на бескрайних просторах нашей родины прорастет чужая и чуждая нам культура…

Но и нам с вами не стоит ждать, ведь многие важнейшие перемены в обществе происходят «снизу» — начинаются с простых людей, с каждого из нас. Уже видны зачатки исправления ситуации — это народные проекты, о которых мы писали выше.

Кино может способствовать избавлению от социальных психопатологий и оздоровлению нашего общества. Оно может помочь преодолеть разобщение и объединиться всему русскому миру. Кино может показать нам картину нашего общего системного будущего. Мы выберем именно такое кино, если у нас будет выбор!

Автор Елена Янушко
Корректор Екатерина Жаворонкова

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»

5 (100%) 5 Голосов

1 комментарий

  1. Оксана Васильева

    «Вам и не снилось» — удивительная история, можно пересматривать бесконечно. Обожаю наши фильмы)))

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

О проекте

SVP Journal – портал независимых экспертов, психологов и системно мыслящих людей, которым есть, что сказать. Единственный новостной сайт, который освещает события на базе знания психики человека. Каждая статья написана по материалам тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

SVP Journal – это проект, позволяющий осознать реальность заново.

Случайная новость

  • Психоанализ пенсионного возраста
    4 комментария
    Психоанализ пенсионного возраста. Продолжение

    Начало Ученые не перестают спорить о максимальной продолжительности жизни человека, поэтому нет пока однозначного ответа на этот вопрос. Хотя длительное изучение истории человеческого вида доказывает, что человеку природой запрограммировано 120 лет жизни. Но реальность такова, что немногие доживают и до […]

    Больше...