“Солнечный удар” Как это все случилось?
Фильм «Солнечный удар» Никиты Михалкова бил рекорды по посещаемости во время проката в кинотеатрах и не сходил с экранов в течении 8 недель. Не успев сойти с большого экрана, в День народного единства, 4 ноября, состоялась телевизионная премьера, что само по себе беспрецедентно. Но что бы фильм снова вернулся на большой экран, всего спустя 2 месяца после проката не помнят даже кинопрокатчики с двадцатилетним стажем. Эмоциональные контрасты фильма, основанные на зрительном впечатлении и глубоком драматизме, оказывают на вдумчивого зрителя поистине эффект солнечного удара. Не миновал он и меня.
Фильм «Солнечный удар» удивительно красив. Дальний план, снятый в Швейцарии, показывал красоты России, которых у нас, конечно, больше, чем в Швейцарии, но вот только там удалось сохранить, да ещё в действующем состоянии, старинные пароходы. Пленительные взгляды и летящий шарфик овладевали вниманием и разжигали страсть не только в сердце главного героя. Так захотелось поймать этот голубой шарф, будто вместе с ним можно поймать ускользающее счастье.
Одна, но пламенная ночь оставила по себе лишь воспоминания. Страсть мужчины и женщины меркла перед идеей революционного сознания. Эта идея погрузила сотню белых офицеров на баржу и затопила их вместе с их мечтами о счастье, вместе и их страстью и любовью к России. Мечты у всех разные.
Герой фильма, не главный, но заметный, молодой офицер, один из тех, кто взошёл на эту баржу, истово говорит о своей ненависти к русским писателям. Они так много грязи вылили на Россию.
А я чувствую, как начинаю так же истово ненавидеть Михалкова за этот фильм, за эти позорные страницы русской истории, которые он зачем-то напомнил. Ведь сейчас все, кто ненавидит Россию, снова будут говорить о ней, как о варварской стране.
— Убей Михалкова в себе, — говорит мне подруга, с которой я делюсь своими ощущениями. А я вдруг понимаю:
— Михалков говорит не о прошлом. Не только о прошлом. Он говорит о том, что происходит сейчас. Он говорит о нас. Ведь сейчас мы готовы убить любого, чьё мнение отличается от нашего мнения, любого, кто мешает реализации наших мечтаний. Убить Михалкова в себе означает убить в себе совесть.
Возьмём, к примеру, актёров. Красивые люди. Они и призваны нести красоту, спасающую мир. Они по естеству своему призваны ограничивать неприязнь. Что же мы видим в реальности? Ада Роговцева кроет матом Иосифа Кобзона за то, что он исполняет гимн Новороссии. А. Макаревич горячо проклинает тех, кто имеет отличную от него точку зрения:
«И гореть вам в аду, клоуны!»
А вот писатели. Они пробуждают наш ум, заставляют думать. Виктор Ерофеев призывает «заморозить Россию, чтоб не воняла». Талантливая Людмила Улицкая считает, что «страна больна агрессивным невежеством, национализмом и имперской манией величия».
На баржу нас. На баржу.
Или их? А потом забыть. Стереть. Переписать историю….
Каждый, кто посмотрел фильм Никиты Михалкова «Солнечный удар», нашёл в нём нечто созвучное своему мироощущению. О чем это говорит? Понимая происходящее изнутри психического бессознательного или системно, можно ответить на этот вопрос со всей определённостью: потому что этот фильм о нас. Обо всех вместе и о каждом в отдельности. Системно-векторная психология Юрия Бурлана позволяет увидеть изнутри психического не только отношения в паре, но и осознать законы коллективного бессознательного, работающие на уровне социум, государство, народ.
Фильм Никиты Михалкова «Солнечный удар» — это призыв перестать ненавидеть, заглянуть в себя и увидеть других. Понять, что нет плохих людей. Есть счастливые и несчастные, есть одержимые идеей и запутавшиеся в своём поиске счастья люди. Все они, как и все мы, движимы своими неосознаваемыми желаниями. Научись мы осознавать эти свои желания, мы могли бы реализовывать их без разрушения и саморазрушения, работая не на потребление в себя, а на отдачу. Научись мы понимать желания другого, ощущать их как свои, мы никогда не смогли бы причинить зло другому человеку.
Не знаю, мог ли несистемный зритель ощущать состояния героев, а я отчаянно переживала за каждого из них. Даже за омерзительного полковника, потерявшего всё — уважение, чин, родину, женщину. С такими лишениями сложно справиться, не осознавая, какое влияние они оказывают на психику человека. Увы, сегодня очень многие люди испытывают подобные состояния. В группе риска 20% населения.
Я чувствовала и страх незадачливого фокусника перед позором на виду у публики, которого и Бунин, и Михалков наделили этим свойством, по равенству свойств, и стыд мальчика Егория перед тем, что его могут счесть вором, а он просто забыл про часы, забыл отдать! Я ощутила радость офицера от узнавания большевика Георгия Ивановича. Ведь это и есть тот мальчик Егорий! Георгий Иванович тоже узнал офицера и передал ему часы, отданные ему когда-то, чтобы разбудить офицера к пароходу. И Егорий разбудил. А про часы забыл. Он не украл! Он просто забыл их отдать!
Именно Георгий Иванович руководил отправкой офицеров в эмиграцию, именно он отдал приказ о затоплении баржи.
Никита Михалков увидел героев Бунина через свои свойства, но на пике их развития и реализации, по принципу включения меньшего в большее. Контрастом сюжетов и эмоций, дающих тот самый эффект солнечного удара, режиссёр заставляет зрителей задуматься. Всё познаётся через противоположности! Нет белого без чёрного… Пусть по-своему, в зрительных рядах, но Михалков сумел это показать. А потому фильм однозначно состоялся.
Главный вопрос, прозвучавший в фильме «Солнечный удар» — Как же это всё произошло? — так и остался без ответа. Его и не может быть, пока мы видим причину зла вовне. Осознание себя — единственная альтернатива ненависти. Именно это происходит на тренинге по системно-векторной психологии Юрия Бурлана.
Написано с использованием материалов тренинга по системно-векторной психологии Юрия Бурлана
Автор Галина Некрасова
Добавить комментарий