Грани гуманизма в художественном фильме «Временные трудности»
Прошлой осенью на экраны вышел х/ф «Временные трудности»: история мальчика с диагнозом ДЦП, который, несмотря на все трудности человека с ограниченными возможностями, смог развиться и реализовать себя не хуже прочих здоровых.
В семье рабочего сталелитейного завода рождается ребенок с ДЦП. Отец из лучших намерений развивает ребенка, убеждая его в том, что он не больной, что он ничем не отличается от здорового: ему также нужно делать зарядку, как всем остальным детям, также завязывать шнурки и помогать по дому. Ребенку с ДЦП все это дается крайне тяжело — но это его единственный шанс приобрести будущее.
В основу фильма легла реальная история бизнес-тренера и консультанта Аркадия Цукера. Сам Цукер заявил, что фильм пропагандирует совсем не те ценности, которые были присущи его родителям, и не рекомендовал воспринимать показанное на экране как методическое пособие к оздоровлению. Некоторые журналисты также успели обвинить фильм в продвижении фашистской идеологии. Фильм также получил критику со стороны специалистов по ДЦП.
Однако данная картина задает хороший вопрос: что такое любовь, сострадание? Что является решающим фактором в преодолении болезни — любовь или компетентность специалиста?
Тренинг Юрия Бурлана «Системно-векторная психология» может исчерпывающе ответить этот вопрос.
Ребенок с врожденной болезнью — это не только физические трудности, но и реальные страдания: издевательства сверстников, а также неясное будущее — боль, восприятие себя не таким, как все, тем, кто хуже других. Конечно, такой ребенок вызывает сочувствие, которое может быть проявлено по-разному: кто-то просто пожалеет, поплачет, а кого-то это подтолкнет к изучению болезни и в дальнейшем к принятию решения связать свою будущую профессию с медициной.
Большинство врачей — это люди, которые несут в своей психике свойства и желания зрительного вектора. Этот вектор задает большую эмоциональную амплитуду, его обладатели способны в потенциале на большие чувства, реализацию своего сострадания в той или иной деятельности.
Именно гуманизм, большое чувство сострадания чужой боли отличает врача, увлеченного исследованием причин, поиском путей лечения тех или иных заболеваний.
В понятиях тренинга «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана это состояние относится к отдаче (которая означает приложение определенных усилий) ради получения наслаждения. Подобный способ взаимодействия с другими людьми является желаемым состоянием для современного человека. Это дает большую радость, чем бесконечная гонка за получением, которая теряет ценность при достижении желаемого.
Однако возможности человека не безграничны, сопереживание в крайних ситуациях преодолимо. А есть ли что-то более человечное в природе человека, чем сопереживание? Высшая форма проявления себя среди людей — это отдача своей жизни. Естественным образом жертвует собой ради детей мать. Родители жертвуют собой ради ребенка: чтобы он мог выжить и имел счастье реализовать себя в будущем. В данном фильме именно участие родителей в судьбе ребенка оказывается решающим фактором.
Разумеется, не стоит воспринимать фильм как возможную методику по выздоровлению, так как некомпетентное вмешательство очень опасно. Компетентным в данном случае оказалось то, что родители сумели привить ребенку две простые истины:
- 1. Ты нормальный, не хуже и не лучше других.
- 2. Для достижения блага нормально преодолевать трудности, прилагать максимум усилий.
В советское время большую значимость имел социальный стыд: отставать от остальных было стыдно, позорно. Советская идеология, включавшая в себя идею равных возможностей развития для каждого ребенка, вкупе с коллективистскими ментальными ценностями надежно защищала будущие поколения от возможности по недосмотру вырасти кретинами, не способными адаптироваться в обществе.
Именно под действием стыда, а не из-за своих личных неудовлетворенностей, родители стремились жестко, но с хорошим намерением растить из детей достойных членов общества. Социализации способствовала воспитательная функция школы и массовое распространение кружков, не говоря уже об организациях пионеров, октябрят и комсомола. Наши бабушки и дедушки придумали систему, с помощью которой вели в будущее целое поколение детей и подростков.
Сегодня преемственность коллективистского воспитания утрачивается, а новая, российская, не строится. Поэтому — кто во что горазд — растим детей на свое усмотрение, от «по образу и подобию» до «лишь бы не было, как у меня».
Так что же такое — любовь к ребенку?
На вопрос отвечает мама с тревожными состояниями в зрительном векторе:
«Надо оградить ребенка от внешнего опасного мира, защитить, одеть, обуть, шнурочки завязать. Не давать гулять, когда на улице дождь. Помогать! Делать за ребенка все, что ему трудно, а то, когда маленький, ведь так тяжело ему. Смотреть, чтобы не перетрудился! Чтоб кушал хорошо, отдыхал, расслаблялся».
«Если ребенка оградить от внешнего мира, то как же он будет развиваться?» — возражает рационально мыслящая мама с кожным вектором.
«Ребенок должен подчиняться маме. Делать зарядку, заниматься физкультурой. Учиться, посещать кружки и секции. Надо научить ребенка контролировать себя, добиваться результатов, а еще лучше — взаимодействовать со сверстниками, чтобы потом построить бизнес и управлять людьми».
Сколько векторов — столько и мнений. Так как же правильно? Как вырастить ребенка счастливым, не превратив его в неадаптанта? Что делать, чтобы ребенок приобрел навыки и умения, необходимые для реализации в современном обществе, и не стал при этом злым, жестоким и бездушным? Узнайте на бесплатных онлайн-занятиях Юрия Бурлана «Системно-векторная психология».
Автор Максим Девицин
Корректор Наталья Коновалова
Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»
Добавить комментарий