Просмотров: 1 725

Школа сегодня: наши тревоги и надежды

Каких только негативных эпитетов не услышишь сейчас о нынешних детях, подростках и юношах! Говорят о том, что новое поколение агрессивно, депрессивно, инфантильно, развратно, эгоистично. Подтверждения этим оценкам мы видим и слышим каждый день. Матерная брань в стенах школ уже никого не удивляет, как и жестокость, злорадство, травля — а в последнее время даже убийства одноклассников.

Одни во всем обвиняют интернет — мол от него все беды, и это интернет виноват в том, что дети не хотят учиться, не слушают родителей и учителей в школе, на уроках пялятся в свои телефоны, а после уроков в компьютеры.

школа сегодня изображение

Другие утверждают, что во всем виноваты сами родители — кинулись зарабатывать деньги и перестали воспитывать детей.

Третьи во всём обвиняют школу. В шесть лет мы приводим ребёнка в первый класс с букетом цветов, с горящими глазами, радостного, живого, любопытного. И одиннадцать лет по шесть часов в день его обучают профессиональные педагоги. А что мы получаем на выходе? Перечитайте первый абзац.

В этой статье мы поговорим о школе. О том, как изменилось отношение детей к школе и к обучению с началом нового века, про домашнее и массовое образование, о том, как сами дети протестуют против стандартного школьного обучения. И о том, как снова возродить у детей интерес к учёбе. И в этом нам помогут знания тренинга Юрия Бурлана «Системно-векторная психология».

Интернет перевернул принципы обучения

Всего лишь полвека назад каналов доступа к информации и знаниям было ничтожно мало по сравнению с сегодняшним днём. Знания можно было получить только у старших, в школе или из книг, которые нужно было где-то ещё достать. Сегодня достаточно только правильно набрать запрос, и в интернете можно получить любую информацию — лю-бу-ю!

Поэтому школа уже давно перестала быть для детей источником знаний. Она, скорее, превратилась в место принудительного пребывания, безрадостного и бестолкового. И чувствуя понижение своей значимости, вместо того, чтобы измениться, стать нужной и интересной, она усиливает санкции. Вводит тесты, рейтинги, обязательную посещаемость, требует справки, планы, отчёты, отчёты, отчёты…

Не только у детей, но и у многих родителей возникает вопрос: зачем ходить в такую школу? Зачем сидеть на уроке и слушать, как первые двадцать минут учитель ругает класс за плохую дисциплину, а оставшиеся двадцать — пересказывает параграф учебника, который ученик сам может прочитать за пять минут, а информацию по теме, только глубже и интереснее, может найти в интернете?

Альтернатива для «продвинутых»

У обеспеченных родителей есть возможность отдать ребёнка в частную школу. Также все больше психологов и продвинутых родителей пропагандируют хоумскулинг — домашнее обучение. И движение хоумскулеров уже принимает нешуточные размеры. Ребёнок учится дома с мамой или репетитором, и у него остается ещё куча времени на кружки по интересам, занятия языками, спортом и другими интересными вещами, которые делают его конкурентоспособным в обществе будущего.

подростки и юноши сегодня фото

Репетитора, кстати, можно нанять из любой точки мира и заниматься с ним по интернету. Хотя есть и огромное количество качественных бесплатных образовательных курсов от лучших учителей.

А что же остальные?

Остальные детишки продолжают ходить в школу, где постепенно их интерес, любопытство и горящие глаза — угасают. Если ребёнок после окончания школы любит литературу, математику или историю, то это не благодаря, а вопреки существующей системе образования. Только благодаря самоотверженности отдельных увлеченных учителей-энтузиастов.

Как ни горько об этом писать, но школа сейчас представляет собой три враждующих между собой лагеря. Ученики, которые не знают, зачем ходят в школу, так как вся информация есть в интернете. Но детям нужны оценки, баллы по ЕГЭ, и чтобы не ругали родители. Учителя, которые даже если и хотят учить детей, то не могут, потому что должны соответствовать программе, писать изощренные отчеты и выполнять предписания администрации. И сама администрация, которая следит, чтоб не дай бог ничего не случилось, чтобы все соответствовало нормам и программам, чтобы все всё выполняли, проводили соответствующие мероприятия, и главное, писали соответствующие отчёты.

Родители в этой системе стоят где-то в стороне, изредка собираясь на родительские собрания для того, чтобы сдать деньги на очередной школьный ремонт.

Могут ли все родители забрать детей из школ и дать им домашнее образование по примеру дворянских семей прошлого века? Конечно, нет — как бы ни призывали к этому поборники хоумскулинга. И это означает, что горстке высокообразованной элиты всё равно придется (если, конечно, они не собираются уехать за границу) жить бок о бок с выпускниками обычных школ.

Но дети, которые прошли через хоумскулинг, уже никогда не смогут получить те навыки социализации, адаптации к реальным условиям, которые они имели бы, обучаясь в обычной школе. Они не научились ранжироваться в коллективе, имея более высокое социальное положение лишь за счет своих родителей, которые не будут с ними вечно. На тренинге «Системно-векторная психология» мы узнаем, что социализация детей — одна из важнейших функций школы, помимо обучения и воспитания.

Детский протест фото

Если в самое ближайшее время не изменится подход к массовому образованию в школах так, чтобы достойное образование и развитие получали все дети, а не только элита — наше общество развалится.

Может быть, педагоги не знают, как учить?

Педагоги всё прекрасно знают, в педагогических институтах все изучают труды и опыт выдающихся педагогов: Песталоцци, К.Д. Ушинского, А. С. Макаренко, Я. Корчака, В. А. Сухомлинского, Ш. А. Амонашвили и многих других. Их основная педагогическая идея заключается в простой мысли: хорошие плоды даёт только учение с увлечением. Не учение с принуждением, не учение с наказанием — а с увлечением!

Задача школы сегодня не в том, чтобы напихать в ребёнка знания — они есть в интернете. Простые умения и навыки уже сейчас заменяет машина, поэтому это тоже не цель школы. Задача школы — научить ребёнка мыслить, радоваться процессу мышления, быть творческим, не бояться нового и неизвестного, научить ребёнка учиться самостоятельно и с удовольствием, и самое главное — научить ребёнка жить счастливо среди других людей.

В жизни нет стандартных задач с готовыми вариантами ответов, как в тестах. Есть задачи, которые можно решить полностью или частично; задачи, которые пока невозможно решить; задачи с изменяемыми условиями; задачи с лишними или недостающими сведениями. А еще в жизни есть другие люди, которые имеют собственные желания и особенности. И настоящее счастье зависит не от количества знаний, вбитых в голову ученика, а от умения взаимодействовать и выстраивать отношения с другими людьми.

Дать систему понимания других людей — не фрагментарные сведения, а целостную систему с причинно-следственными связями и механизмами формирования любых социальных взаимодействий — может помочь тренинг Системно-векторная психология. Понимая векторально обусловленные психические особенности ребёнка, векторальные законы формирования детского коллектива, учитель может быть гораздо более эффективен в своей работе. А если знания Системно-векторной психологии донести до детей, то им гораздо легче будет найти свое призвание в жизни, понимать других людей и жить среди них радостно и с увлечением, делая этот мир лучше.

Детский протест

Человек, как и любое другое живое существо, устроен по принципу наслаждения — он стремится к хорошему и избегает плохого. Что происходит с человеком, когда его изо дня в день заставляют делать то, что он не любит, и если за это он ничего, кроме насмешек, унижения или наказания, не получает, а мифическое «когда вырастешь» никак не наступает? Правильно, он начинает это занятие ненавидеть, а заодно и всех, кто его организует и находится рядом.

Знание векторальных особенностей детей помогает увлекать детей учёбой, используя их природные склонности, раскрывая и развивая их таланты, а также понять, какой метод стимуляции подействует на того или иного ребёнка. Вот, например, желание ребёнка с анальным вектором быть хорошим сильно отличается от желания ребёнка с кожным вектором быть лучшим.

Современные дети очень нуждаются в наставниках, сильных и мудрых — таких, как Оби Ван и Дамблдор, которые могут их защитить от опасностей и научить, как правильно жить. Но, к сожалению, среди школьных учителей они таких не находят. Их кумирами становятся рок-звезды, рэперы, блогеры, цинично и с азартом поливающие грязью мир взрослых, который ничего не может им дать.

Новое поколение протестует против нашего лицемерия и невнимания к ним, и этот протест выражается в том, что они категорически не хотят усваивать нашу систему ценностей, нормы культуры и морали. А так как новую систему ценностей они в силу возраста сами создать не могут, то обесценивают старую. Словами и поведением, матом и хамством, откровенной распущенностью, стендапами, рэп-батлами, публичными совокуплениями — а в самых крайних случаях и массовыми расстрелами в школах.

Дети не рождаются злодеями. Злодеями их делаем мы.

Уповать на реформы образования не приходится, потому как реформы в школе как-то происходят, но выражается это только в увеличении количества отчетов. Да и жизнь меняется гораздо быстрее, поэтому без вмешательства снизу — общественности и родителей — система не поменяется.

Может быть, педагоги не знают, как учить фото

Пустите в школы талантливых людей!

Педагоги, которые умеют и любят работать с детьми, уходят из школы в частную практику или бизнес, потому что не могут выдерживать того бюрократического давления и неуважения к труду педагога, которое есть в государственных учебных учреждениях.

С другой стороны, ученый-физик, программист или бизнесмен, который хочет заниматься с детьми, показывать им передовые стороны наук, современных технологий, не имеет доступа в школу или даже в дома творчества, так как у него нет корочки о педагогическом образовании.

Согласно Системно-векторной психологии, тягу к преподаванию имеют люди с анальным вектором, а вот лучшим воспитателем чувств будет учительница с кожно-зрительной связкой векторов. Если учитель соответствует своему призванию, то есть работает учителем согласно своим векторальным склонностям и степени развитости, то он сам хочет и может обучать и развивать детей, и дополнительно контролировать его не приходится.

Если мы в самое ближайшее время сделаем школу открытой и интересной, пустим туда талантливых людей, то еще успеем остановить величайшую в мире катастрофу, которая уже надвигается на нас в виде нового поколения без культурных ценностей.

Свой чужой ребёнок

Если вы думаете, что все эти беды происходят где-то там, что с вашим ребенком все в порядке — то поймите, что он не находится в безвоздушном пространстве. Вокруг него его же товарищи ругаются матом, смотрят порно, зависают на вписках. Его же ровесники вырезают себе на руках синих китов и выбрасываются из окон. Поэтому защитить только своего ребёнка совершенно недостаточно, так как он не сможет жить в мире несчастных или недоразвитых и бескультурных людей. Нужно развивать не только своего ребёнка, но и его одноклассника, ребёнка соседа, коллеги, детей своего города — всех детей своей страны.

Ребёнок пока не вырос, он не виноват в своей недоразвитости, ему можно и нужно помочь. А когда он уже вырос и стал взрослым, вот тогда мы уже ничего не сможем сделать. А если таких недоразвитых будет большинство? Их не изолируешь, и нам придется жить свою жизнь среди жестоких и злорадных эгоистов, пекущихся только о собственном удовольствии.

Да, понятно, что пока вопросов больше, чем ответов. Что мы можем сделать сейчас? Перестать быть унылыми и равнодушными, начать вдохновлять наших детей на интересные дела, стать для них примером реализованной и радостной жизни. Показывать им красоту мира и возможности, которые в нем есть, учить их доброте, сочувствию, милосердию.

Это можно сделать. Есть надежная и работающая методика, гарантированно повышающая осознанность, энергетический уровень и желание к самоотдаче. Более 21 тысячи результатов людей, прошедших тренинг Юрия Бурлана «Системно-векторная психология», уже показали это на собственном примере. Первые результаты и инсайты приходят уже на бесплатных вводных онлайн-тренингах. Приходите!

Автор Татьяна Сосновская

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»

5/5 - (8 голосов)

9 комментариев

  1. Виктория

    «Если в самое ближайшее время не изменится подход к массовому образованию в школах так, чтобы достойное образование и развитие получали все дети, а не только элита — наше общество развалится…»

    к сожалению школа не успевает меняться согласно требованиям времени

  2. Ольга

    Спасибо! Будущее поколение должно получить то что дали нам родители- любовь, понимание и хорошее образование- остальное приложится. А домашнее образование- не выход!

    • Ольга Ш.

      Не могу согласиться с мнением, что домашнее образование — не выход! Для некоторых детей это может даже единственный выход получить образование без конкуренции, ежедневных стрессов. Дети получают с помощью домашнего образования возможность работать в своем ритме. Есть много больных детей (аутистов, раковые заболевания), которые не успевают за ритмом школы, но в домашней спокойной обстановке успешно осваивают материал школьной программы. Думаю, что совсем отрицать этот метод не стоит.

      • Татьяна

        Ольга, мы ни в коем случае не отрицаем домашнее образование. Это удобно и оправдано во многих случаях. Но домашнее образование не может быть массовым. Что делать остальным детям? Мы за то, чтобы достойное, качественное и не травматичное для психики образование имели возможность получать все дети.

  3. Анна Хохлова

    Татьяна. Спасибо. Очень четко сформулировали задачу школу. Не наполнить знаниями, а зажечь сердца. Наставничество, увлеченность, роль родителей. Столько мыслей вызвали. Спасибо.

  4. Светлана

    надо отослать статью в Департамент образования, чтобы ознакомились и приняли меры — ликвидировали серость, уныние, посредственность! Чтобы глаза наших детей зажигались от получения знаний.

  5. Светлана Козловская

    каждое…каждое слово этой статьи несет в себе очень четкое объяснение и раскрывает понимание всему, что происходит с новым поколением наших детей. Татьяна, спасибо большое Вам за статью! Ваше слово вызвало сильнейшие переживания, чувства. Так как я работаю в центре помощи семье и детям, то очень рада тому что могу непосредственно говорить об этом с родителями и поделиться с ними Вашей статьей.

  6. Лариса

    Татьяна, спасибо!!!Очень своевременная статья и АРХИважные смыслы раскрыты для понимания родителями, что не спасает наше общество забота только о своем собственном ребенке. Все дети — наши и расти им вместе одним поколением и подниматься над своим эгоизмом иначе не выживет никто!!!Только в объединении мы способны ЖИТЬ и радоваться жизни, а не по своим домашним норкам, какие бы блистательные и комфортные они не были!!!

  7. Татьяна

    Проблема школы стоит сейчас остро, полностью согласна! Наблюдаю все с близкого расстояния, сын во втором классе. Обучение только по форме, главное выполнить положенный обьем. Пустое содержание, критика и обесценивание стараний детей. Огромные усилия прилагаю, что бы сохранить интерес, вовлеченность в обучение в таких условиях. А как же другие дети? Их родители просто давят. Это печально. Школа у нас пустая, одна форма.Что делать с этим не знаю.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

О проекте

SVP Journal – портал независимых экспертов, психологов и системно мыслящих людей, которым есть, что сказать. Единственный новостной сайт, который освещает события на базе знания психики человека. Каждая статья написана по материалам тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

SVP Journal – это проект, позволяющий осознать реальность заново.

Случайная новость

HTML Snippets Powered By : XYZScripts.com