ПРОБЛЕМА ОДИНОЧЕСТВА. ОДИН-НО-ОТ-ЧЕГО?
Недавно я посетила два форума, на которых обсуждалась проблема одиночества. По количеству сообщений видно, что это ощущение знакомо очень многим людям. Попытаемся проанализировать одну из ситуаций и на ее примере понять причины одиночества.
Вот, например, девушка по имени Алена пишет: «Кажется, что вокруг меня много друзей и знакомых, много родственников… Внешне кажется, что у меня все хорошо. Хорошая работа, квартира, сестра, много коллег, интересные поездки в отпуск… У меня много увлечений: учу английский, IP, вяжу, читаю, люблю делать фотографии, но все это не избавляет от одиночества. И как это не звучало бы банально, я одинока. Все окружающие меня люди далеки от меня по моему мировоззрению на жизнь, далеки от меня и моих интересов, иногда мне кажется все они мне абсолютно чужие и незнакомые. И я не знаю, что изменить в своей жизни, чем заняться, что бы не быть одинокой и чужой в этом мире. Хочется иметь по-настоящему близкого человека… А у меня на данный момент нет каких-либо увлечений или целей, ради которых стоило бы жить.»
ПСИХОЛОГИЯ ОДИНОЧЕСТВА И ДРУГИХ НЕГАТИВНЫХ СОСТОЯНИЙ
В чем же причины одиночества? Почему эта проблема актуальна для стольких людей? На этот вопрос интересен взгляд системно-векторной психологии.
Согласно системно-векторной психологии, Природа наделяет человечество восемью типами психических свойств (векторов). В каждом человеке их набор колеблется, у современного человека может быть от одного до восьми типов психических свойств, но в среднем – три-четыре вектора. Для чего человеку даны психические свойства? Дело в том, что «я» человека продолжается в физической реальности: с помощью этих врожденных свойств человек вносит вклад, необходимый для развития общества, человечества. Это называется его видовой ролью, реализацией векторов. Бессознательно человек хочет полного наполнения заданных нам от природы желаний, включая тот уровень развития, до которого в допубертатный период удалось его развить. Но в силу скрытия бессознательного человек не всегда точно понимает, что именно он хочет и/или как ему свои желания реализовать.
Поэтому человек ощущает счастье именно тогда, когда он полностью наполняет все свои вектора. Нереализованность какого-то вектора вызывает у него ощущение, что в его жизни чего-то не хватает. В зависимости от вектора, состояния нехваток воспринимаются как те или иные негативные ощущения от жизни. Например, нереализованность зрительного и звукового векторов может переживаться как одиночество. Почему в этих векторах это так происходит?
УСТАЛА ОТ ОДИНОЧЕСТВА — КАК ЖИТЬ БЕЗ ЛЮБВИ?
Дело в том, что видовая роль людей со зрительным вектором заключается в том, чтобы вносить в мир добро, любовь, культуру, реализуя идеи гуманизма и ценности человеческой жизни. Поэтому для реализации этой задачи люди со зрительным вектором (при правильном его развитии) наделяются богатой палитрой эмоциональных переживаний, позволяющей им ощущать сострадание, любовь к ближнему, вносить в мир добро и любовь. При помощи особой чувствительности они научаются сопереживать несчастью других, устанавливать эмоциональные связи не только в отношениях «мужчина – женщина», «родитель – ребенок», а и с любым другим членом общества. Поэтому только люди с развитым зрительным вектором испытывают потребность в том, чтобы любить и быть любимыми. И, значит, только такие люди испытывают нереализованность при отсутствии отношений, в которые они хотели бы воплотить свою способность дарить любовь.
Таким образом, одна из составляющих того состояния пустоты и одиночества, которое испытывает Алена, заключается в нереализованности зрительного вектора: Алена обладает развитым зрительным вектором, но у нее нет любимого человека.
ДЕПРЕССИЯ ОТ ОДИНОЧЕСТВА
Для людей со зрительным вектором, не обладающим при этом другим доминантным вектором – звуковым, смысл жизни заключается в любви. Однако, описывая свое состояние одиночества, Алена пишет не только о потребности в любви. Поэтому, для того, чтобы избавиться от чувства одиночества, реализации в отношениях будет ей не достаточно.
Девушка пишет еще и о том, что, несмотря на разнообразное и интересное времяпрепровождение, ее жизнь не приносит ей никакой радости, поскольку не содержит важных целей. Алена понимает, что остальным людям ее жизнь кажется очень интересной и насыщенной: работа, увлечения, поездки. Поэтому у девушки возникает ощущение, что ее мировосприятие очень сильно отличается от мировосприятия других людей, и она чувствует, что они – чужие для нее, а она – для них.
Это объясняется тем, что кроме зрительного вектора у Алены есть еще и звуковой – доминантный вектор.
Видовая роль людей со звуковым вектором – познание за пределами материального мира. Эта способность звуковиков позволяет им создавать идеи для преобразования действительности и прорывы в духовном постижении – важные этапы, обеспечивающие человечеству реализацию свободы воли. В связи с развитием человечества сегодня уже ничто кроме духовных постижений не может утолить жажды внутреннего поиска звуковика о смысле существования физического мира. Поэтому сегодня большинство звуковиков находятся в состоянии депрессии – ощущения, будто жизнь не имеет смысла, будто нет важных целей, ради которых стоит жить. И как следствие – сегодня многие звуковики даже решаются на самоубийство. Подробнее об особенностях звукового вектора можно прочитать в этой статье.
Нереализованность вектора всегда вызвана тем, что присущие вектору свойства остаются внутри «я» человека, и не применяются (или недостаточно применяются) для решения задач, важных для общества на данном историческом этапе. Именно из-за замкнутости на себе такой звуковик не только ощущает отсутствие смысла жизни, но еще и считает, будто только он один это понимает, а остальные – нет. Подробнее о звуковом восприятии одиночества можно прочитать в статье «Мое одиночество»: http://www.yburlan.ru/biblioteka/moe-od
КАК ИЗБАВИТЬСЯ ОТ ОДИНОЧЕСТВА И ДРУГИХ НЕГАТИВНЫХ СОСТОЯНИЙ
Итак, человек ощущает максимальное счастье, когда он наполняет все свои вектора – то есть все имеющиеся у него типы желаний. Нереализованность хотя бы одного из векторов вызывает ощущение, что чего-то в жизни не хватает. Хотя какой-то другой человек был бы счастлив именно от такой жизни.
Поэтому для ощущения счастья важно знать все свои вектора, состояние их реализованности, а также – потенциал, предназначение каждого вектора на данном уровне развития человечества. Познание себя с помощью системно-векторной психологии сопровождается постоянными открытиями о причинах своих и чужих внутренних состояний. Но самое интересное – это то, что как только мы понимаем суть своего «я» и суть «я» других людей, тут же в сознании возникают точные мысли, соответствующие реализации наших желаний. Мы страдаем от отсутствия отношений, не потому что среди тех, кого мы встречаем в жизни, нет подходящего человека, а потому что мы не знаем, кто тот партнер, с которым можно было бы построить прекрасные отношения. Желания, связанные с поиском смысла, приводят нас к ощущению тупика, бессмысленности жизни, не потому что так и есть на самом деле, а потому что мы не видим возможностей самореализации. Действительно, ведь мы не знаем, какие смыслы заложены в наших психических свойствах и как эти способности соотносятся с актуальными проблемами человечества. И не удивительно: мы не знаем закономерностей развития индивидуального и коллективного психического и того смысла исторического процесса, которое оно реализует. А наука, изучающая все эти свойства и явления, только недавно начала развиваться. Однако она уже позволяет очень многое изменить в своей жизни. Это не только мой опыт, это опыт очень многих людей. О своих результатах они пишут здесь http://www.yburlan.ru/results/.
Чебаевская Ольга. Статья написана по материалам тренинга по системно-векторной психологии Юрия Бурлана.
Все иллюстрации найдены в Интернете.