Просмотров: 1 673

Системный кинозал: «Территория». «Делай или умри!»

«День сегодняшний есть следствие дня вчерашнего, и причина грядущего дня создается сегодня. Так почему же вас не было на тех тракторных санях, и не ваше лицо обжигал морозный февральский ветер, читатель? Где были, чем занимались вы все эти годы? Довольны ли вы собой?..»
О. Куваев «Территория»*

Фильм «Территория» снят по одноименной книге Олега Куваева и рассказывает о золотоискателях, геологах-полярниках 60-х. Фильм о людях, об их сложном внутреннем поиске и умении работать в команде, о мудрости жизни. Всю глубину затронутых в фильме проблем можно увидеть, лишь обладая системным мышлением, которое дает Системно-векторная психология Юрия Бурлана.

Системный кинозал. «Территория». «Делай или умри!»

Золото Территории есть! Когда идея выше жизни

Сюжет построен вокруг поиска золотого месторождения Территории. Никто не верит, что золото Территории существует, кроме главного инженера Чинкова Ильи Николаевича, по прозвищу Будда. Он уверен, что Территория обладает великими возможностями, что в ее недрах скрыто огромное богатство для страны.

Но мало верить самому, надо еще убедить в этом вышестоящее начальство, надо заставить работать людей, дать им мотивацию, вот это самое сложное. Однако Чинков именно тот человек, который способен справиться с этой трудной задачей.

Согласно системно-векторной психологии Юрия Бурлана он является обладателем кожно-звуковой связки векторов, которая дает человеку фанатичную преданность идее и индуктивность, то есть умение убеждать людей действовать во имя этой идеи. Кожные звуковики несут свои идеи в массы, объединяя вокруг себя людей, становясь лидерами различных движений.

Чинков свое предназначение видит в том, чтобы добыть золото Территории. Но сделать это можно только в команде единомышленников, таких же преданных идее, как и он сам. И он создает команду, вместе с которой достигает поставленной цели. Золото Территории становится реальностью.

Системный кинозал. «Территория». «Прекрасно, что ты никогда не умрешь»

«Прекрасно, что ты никогда не умрешь»

Особая страничка повествования фильма – команда, которую сплотил вокруг идеи Чинков. Геология – это та область деятельности, которая во все времена являлась поставщиком не только полезных ископаемых, но и философов, поэтов, романтиков и мечтателей.

Представители всех векторов трудились в тяжелых, почти невыносимых условиях геологической полевой жизни. Начиная от мышечного вектора (горняки, рабочие) и заканчивая звуковым (среди инженеров). Для человека со звуковым вектором профессия геолога необычайно заманчива. Он, предпочитающий тишину и одиночество, сосредоточение на своих мыслях, получает в этих условиях хорошую реализацию своих свойств.

Длительные одиночные маршруты дают возможность подумать о смысле жизни и прийти к важным для себя осознаниям. «Прекрасно одиночество рекогносцировщика среди неизученных гор и долин. Прекрасно, что ты никогда не умрешь».

А масштаб мысли геолога как раз под стать желаниям звукового вектора, даже если это мысли о работе. Он думает геологическими эпохами, в миллионы раз превышающими протяженность индивидуальной человеческой жизни, что наводит на мысль о бренности человеческого бытия. А закономерности геологических процессов позволяют говорить о единых законах развития природы.

Простой быт, минимум личных вещей, полное растворение своего Я в природе – все это во все времена привлекало звуковиков, презирающих все материальное, в том числе и собственное тело, в геологию.

Системный кинозал. «Территория». Два полюса одного психического

Два полюса одного психического

В фильме нам показаны два ярких представителя этого типа психического – инженеры-геологи Сергей Баклаков и Андрей Гурин. Они же представляют два противоположных способа реализации звуковых свойств. Первый – наружу, для общества. Второй – в себя, по сути, потребительский.

Становление Сергея Баклакова происходит на наших глазах. Простой советский фанатик, супермен — так называют его друзья. Он, как и Чинков – кожный звуковик, тоже одержим идеей найти золото. Он еще молод и очень амбициозен («вятская фамилия Баклаков еще будет на карте Союза»). Он хочет сделать что-то великое, поэтому полностью захвачен работой.

В процессе развития сюжета мы видим, как чисто звуковой эгоцентризм, ощущение себя суперменом перерастает в реальное действие. Его ставят во главе геологической партии, он организует людей. Причем ради дела наступает на горло собственным амбициям — работает с Гуриным, несмотря на личные размолвки. Собственно, поэтому его работа заканчивается блестящим результатом – он находит золото. Природа помогает тем, кто заботится о выживании вида, то есть думает о других.

Совсем другую грань звукового вектора открывает нам Андрей Гурин. Блестяще образованный инженер, знающий два языка, оказывается снобом, высокомерно относящимся к другим людям. Он постоянно подчеркивает свою отдельность, самобытность, независимость. «Я же не такой, как все», «Главное — держать дистанцию», «Единичный философ» — так определяет себя Гурин. Обладая еще и зрительным вектором, он рисуется, акцентирует свою отдельность перед другими.

И к чему же приводит такая жизненная позиция? Вместо того чтобы серьезно заниматься делом, он занимается самодемонстрацией, идет своим маршрутом. Там, где можно было бы обойтись без лыж, предпочитает эффектно съехать с горы. На одном из опасных спусков он ломает ноги. И лишь этот факт, факт страдания, дарит ему важное осознание: «Он четко увидел себя со стороны в совокупности поступков, слов, случайностей и закономерных фактов. Чужие и самодельные афоризмы, гордое самоудаление. Андрей Александрович Гурин, специалист высокого класса, единичный философ. В результате он валяется сейчас в дурацкой долине дурацкой реки, и неграмотный пастух загоняет оленей, чтобы его спасти».

Системный кинозал. «Территория». «Их мысли пахли работой»

«Их мысли пахли работой»

«Среди множества человеческих коллективов есть, наверное, только один, который твой… Если ты нашел его – держись за него зубами. Пусть все видят, что ты свой, ты до конца с ними. И что у тебя все на виду. Одна крыша, одна судьба, а об остальном пусть думает государство».
О. Куваев «Территория»

Человек силен своим окружением. Территория – суровое и прекрасное место – как нельзя ярче подтверждает этот факт. Здесь выжить можно только сообща, только подставляя плечо друг другу. Причем независимо от ранга и убеждений. Один ты погибаешь. В этом уже убедился Гурин. Это обязательно почувствует предатель Седой, чье будущее очевидно своей неоспоримой обреченностью.

А вот недоделанный полярный волк, не хватающий звезд с неба, сильный своим родством со знаменитым дедушкой-полярником, Жора Апрятин вдруг превращается в настоящего героя: ценой неимоверных физических усилий спасает жизнь своего товарища Сергея Баклакова. А все потому, что всегда был с коллективом, где стыдно не мочь. «Могем же!»

Они живут только работой, только служением родине, идее, профессии. Пенсией пугают. Отсутствие реализации равносильно концу жизни. Это красной нитью проходит через весь фильм.

Еще главное было твое умение работать, твоя ежечасная готовность к работе. Через личное недомогание, болячки, мечты о нереализованной семейной жизни, не слишком красивое прошлое. «Они не гладкие люди. Они еще тот народ! Но они первые в тех местах, куда потом будут ехать за романтикой». «Делай или умри!» — девиз «Северстроя».

Фильм раскрывает нам силу российского уретрально-мышечного менталитета — героического и коллективного. Русские люди работают не за деньги, а за идею, ради будущего. Личное у них всегда на заднем плане, а вот общественное в приоритете. Тогда, в 60-е, при близком нашему менталитету социальном строе эти качества советских людей проявлялись особенно ярко. Наши родители, дедушки и бабушки жили не богато, но очень счастливо, полностью отдавая себя работе и не думая о личном благосостоянии.

«…Если была бы в мире сила, которая вернула бы всех, связанных с золотом Территории, погибших в маршрутах, сгинувших в «сучьих кутках», затерявшихся на материке, ушедших в благополучный стандарт «жизни как все», — все они повторили бы эти годы. Не во имя денег, так как они знали, что такое деньги во время работы на Территории, даже не во имя долга, так как настоящий долг сидит в сущности человека, не в словесных формулировках, не ради славы, а ради того непознанного, во имя чего зачинается и проходит индивидуальная жизнь человека».

Системный кинозал. «Территория». Ностальгия… Почему?

Ностальгия… Почему?

Фильм оставляет щемящее ощущение ностальгии по тем временам. Временам, когда наши предки открывали новые территории. Когда советский летчик первым полетел в космос. И еще, в сравнении с сегодняшним днем, ощущение: «Куда ушло все это? Где тот героический дух, который объединял наш народ?»

Советский строй, ставя приоритет общественного над личным, наилучшим образом способствовал раскрытию, расцвету нашего менталитета. Но он был преждевременным. Это была «проба пера».

Сейчас мы проходим чуждую нам по ценностям кожную фазу развития человечества, ощущая все прелести потребительства. И уже носится в воздухе ностальгия по советским временам. Это говорит о том, что мы постепенно разочаровываемся: комфортная жизнь с ее машинами, квартирами, шмотками и битком забитыми холодильниками – это далеко не все, что нужно российскому человеку. Скоро мы почувствуем, что у нас другое предназначение. Об этом говорит системно-векторная психология Юрия Бурлана. Об этом напоминает нам фильм «Территория».

 Марина Голомолзина

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана

*Все цитаты в статье приводятся по книге О. Куваева «Территория»

 

5/5 - (1 голос)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

О проекте

SVP Journal – портал независимых экспертов, психологов и системно мыслящих людей, которым есть, что сказать. Единственный новостной сайт, который освещает события на базе знания психики человека. Каждая статья написана по материалам тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

SVP Journal – это проект, позволяющий осознать реальность заново.

Случайная новость

HTML Snippets Powered By : XYZScripts.com